Татьяна Игоревна Попова

 

 

 

 

Должность: профессор


Ученая степень, ученое  звание:
доктор филологических наук, профессор


Сфера научных интересов:
текстовая деятельность, речевое поведение, стилистика, тестирование.


ОБРАЗОВАНИЕ

 

2005 – доктор филологических наук

1988 – кандидат филологических наук

1981 – окончила Ленинградский государственный университет, филолог-русист

 

РАБОТА

 

1981 – по наст время. СПбГУ, кафедра стилистики, затем кафедра русского языка как иностранного и методики его преподавания, профессор, зав. кафедрой 2017–2024.

2006-2008, 2002-2004  – приглашенный профессор Цукубского университета (Япония)

1994-1996 – доцент университета г.Турку (Финляндия)

1989-1991 – преподаватель Мартин-Лютер университета (Германия)

 

Читает лекции и ведет семинары по дисциплинам:

•   Русский язык. Культура речи

•   Лингвистические основы обучения русскому языку как иностранному: Теория текста

•   Стилистика русского языка

•   Воспринимаемость как качество текста

•   Принципы и приемы анализа текста

•   Проблемы формирования дискурсивной компетенции в курсе русского языка как иностранного

•   Современная публичная речь: типы жанровых форм, актуализация языковых средств

•   Структурная организация текста

•   Речевая коммуникация в аспкте лингвокультурологии

 

Руководит магистерскими и кандидатскими диссертациями.

 

Имеет более 150 опубликованных научных и научно-методических работ.

 

НИР

 

2018-2019 – проект «Лингвометодические основы разработки урока в рамках педагогической онлайн-практики по РКИ» (грант Благотворительного фонда Потанина (руководитель проекта)

 

2017- 2019 – проект «Лингводидактическое описание компетенций в сфере русского языка как иностранного (уровень В2/ТРКИ-2)» (Грант фонда Русский мир) (руководитель проекта)

 

2017 – СПбГУ, создание онлайн-курса «Русский как иностранный. В2-1 и В2-2» для платформы Coursera (руководитель проекта)

 

 2016 – СПбГУ, создание онлайн-курса «Русский язык как иностранный.В1+» для платформы «Открытое образование»  (руководитель проекта)

 

2016 – СПбГУ, создание онлайн-курса «Язык современной публицистики» для платформы «Открытое образование»  (руководитель проекта)

 

2014-2015 – НИР из средств СПбГУ – руководитель проекта "Выполнение НИР с целью разработки учебно-методических комплексов, включающих аудиолекции, для обеспечения самостоятельной работы обучающихся при освоении программы курса учебной дисциплины "Методология научного исследования в практической деятельности русского языка как иностранного" (магистратура)

 

2011 – НИР из средств СПбГУ «Интернет-пространство: речевой портрет пользователя» (руководитель проекта)

  

2009-2011 – Грант РГНФ 09-06-00001а/F «Ф (финский) + Р (русский) = Х: Насколько эффективно мультилингвальное образование?»

 

2009-2010 годы – Исследовательский проект № 1590 «Современная русская речь: проблемы нормы и динамика языковых изменений» при финансовой поддержке аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы»

 

2002-2005 – Проект в рамках Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2002-2005гг. Министерства образования РФ (госконтракт №247) (руководитель проекта)

 

Основные публикации:

Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному: Второй уровень. Общее владение. М.-СПб.: Златоуст, 1999 (в соват.: Е.Е. Юрков, К.А. Рогова, Т.А. Иванова)

Типовые тесты по русскому языку как иностранному. Второй сертификационный уровень. Общее владение. М.-СПб.: Златоуст, 1999 (в соват.: Е.Е. Юрков, К.А. Рогова, Т.А. Иванова)

Телеинтервью в коммуникативно-прагматическом аспекте: Монография. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2002 . – 220 с.

Палитра стилей: учеб.пос. по стилистике русского языка для иностранцев / Афанасьева, Н.А., Попова , Т.И. – СПб: Златоуст, 2008. – 116 с.

Русское поле: Учебный комплекс по РКИ. II сертификационный уровень Общее владение / Под ред. Е.Е. Юркова. Авторы: Вознесенская И.М., Гочар И.А., Попова Т.И., Федотова Н.Л. – СПб.: Издательский дом «МИРС», 2008. – 215 с.  

Оценивание письменных заданий открытой формы в курсе «Культура речи» (к постановке вопроса) // Статья / Мир русского слова, №4, 2010. (в соавторстве с И.М .Вознесенской). – 4/2 с.

Текст: теоретические основания и принципы анализа: учебно-научое пособие для иностранных студентов, изучающих специальность «Русский язык» / Под ред. Проф. К.А.Роговой. Соавторы: Рогова К.А., Вознесенская И.М., Колесова Д.В., Хорохордина О.В., Шкурина Н.В. и др. Рекомендовано Ученым советом филологического факультета СПбГУ. СПб.: Златоуст, 2011. – 456 с. / 51 с. (Главы в учебном пособии)

Типы семантической связности реплик в публичном диалоге // Статья / Записки Горного института. Актуальные прблемы гуманитарного знания в техническом вузе. – СПб. – 2011. – Т.193. – 4 с.

Основные текстовые категории и воспринимаемость текста // Статья/ ХХХIX Международная филологическая конференция. Вып.22. Русский язык как иностранный и методика его преподавания: 60-летие преподавания РКИ в СПбГУ. 15-20 марта 2010 г. СПб.: Филологический ф-т СПбГУ, 2011. – 5 с.

Методология измерения коммуникативной компетенции детей-билингвов  (статья) // 12 Конгресс МАПРЯЛ. Русский язык и литература во времени и пространстве / Под ред. Вербицкой Л.А., Лю Лиминя, Юркова Е.Е. – Т.3. – Шанхай, Шанхайский университет иностранных языков, 2011. (в соавт.)

Метаязыковая рефлексия в комментариях пользователей Интернета  (статья) // 12 Конгресс МАПРЯЛ. Русский язык и литература во времени и пространстве / Под ред. Вербицкой Л.А., Лю Лиминя, Юркова Е.Е. – Т.1. – Шанхай, Шанхайский университет иностранных языков, 2011. (соавтор: Вознесенская И.М.)

Русский язык и культура речи. Учебник для студентов высших учебных заведений. 2-е изд. Перераб. и доп. / Под ред.  Максимова В.И., Голубевой А.В. Соавторы: Голубева А.В., Максимов В.И. и др. Рекомендован учебно-методической объединением по направлениям педагогического образования Министерства образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений. М.: Юрайт, 2012. – 368 с./ 40 с. (Главы в учебнике)  

Формирование и оценка коммуникативной компетенции билингвов в процессе двуязычного образования/ Коллективная монография. СПб.: ИД «Мир русского слова», 2012. – 640 с.

Интернет-пространство: речевой портрет пользователя: Коллективная монография / под ред. Т.И. Поповой. СПб.: Эйдос, 2012. – 224 с.

Функционально-смысловые единицы речи: типология, исходные модели и принципы развертывания / Под общ. ред. К.А. Роговой. СПб.: Златоуст, 2017. – 320 с. (в соавт.)

 

 

 

 

НОВОСТИ

 

09.11.2024

12 ноября 2024 г. (вторник), в 16.30, состоится заседание кафедры в Teams

 

31.10.2024

Команда СПбГУ стала призером Региональной предметной студенческой олимпиаде по русскому языку. Олимпиада ежегодно проходит под эгидой Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга. Команда студентов СПбГУ заняла третье место в командном зачете.
Подробнее…

 

29.10.2024

5 ноября 2024 г. , в 16.30, состоится заседание кафедры по адресу: наб. Лейтенанта Шмидта, д. 11,..

 

07.10.2024

Новости СПбГУ: Дни русского языка как иностранного в СПбГУ.

Как сделать учебник проще, кем и каким образом определяется трудность текста – эти и другие вопросы обсудили эксперты на днях РКИ. В этом году в центре внимания – внедрение в процесс обучения цифровизации и оценка сложности текстов для иностранцев. Третья тема традиционно посвящена детскому билингвизму...

 

27.09.2024

С 23 по 30 сентября в СПбГУ проходят Дни РКИ. Об особенностях мероприятий и изменениях этого года рассказала доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой русского языка как иностранного и методики его преподавания СПбГУ Татьяна Игоревна Попова

 

20.06.2024
 

 

06.06.2024

Заметки о педагогической практике в ВМА

 

08.05.2024

Студентка 2 курса бакалавриата Ли Хань удостоена диплома I степени за победу в Международной олимпиаде по русскому языку для иностранных студентов «Пермский Олимп», проведенной ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» (19 декабря-19 февраля 2024 г.). Поздравляем!!!