Татьяна Игоревна Попова
Должность: профессор
Ученая степень, ученое звание: доктор филологических наук, профессор
Сфера научных интересов: текстовая деятельность, речевое поведение, стилистика, тестирование.
ОБРАЗОВАНИЕ
2005 – доктор филологических наук
1988 – кандидат филологических наук
1981 – окончила Ленинградский государственный университет, филолог-русист
РАБОТА
1981 – по наст время. СПбГУ, кафедра стилистики, затем кафедра русского языка как иностранного и методики его преподавания, профессор, зав. кафедрой 2017–2024.
2006-2008, 2002-2004 – приглашенный профессор Цукубского университета (Япония)
1994-1996 – доцент университета г.Турку (Финляндия)
1989-1991 – преподаватель Мартин-Лютер университета (Германия)
Читает лекции и ведет семинары по дисциплинам:
• Русский язык. Культура речи
• Лингвистические основы обучения русскому языку как иностранному: Теория текста
• Стилистика русского языка
• Воспринимаемость как качество текста
• Принципы и приемы анализа текста
• Проблемы формирования дискурсивной компетенции в курсе русского языка как иностранного
• Современная публичная речь: типы жанровых форм, актуализация языковых средств
• Структурная организация текста
• Речевая коммуникация в аспкте лингвокультурологии
Руководит магистерскими и кандидатскими диссертациями.
Имеет более 150 опубликованных научных и научно-методических работ.
НИР
2018-2019 – проект «Лингвометодические основы разработки урока в рамках педагогической онлайн-практики по РКИ» (грант Благотворительного фонда Потанина (руководитель проекта)
2017- 2019 – проект «Лингводидактическое описание компетенций в сфере русского языка как иностранного (уровень В2/ТРКИ-2)» (Грант фонда Русский мир) (руководитель проекта)
2017 – СПбГУ, создание онлайн-курса «Русский как иностранный. В2-1 и В2-2» для платформы Coursera (руководитель проекта)
2016 – СПбГУ, создание онлайн-курса «Русский язык как иностранный.В1+» для платформы «Открытое образование» (руководитель проекта)
2016 – СПбГУ, создание онлайн-курса «Язык современной публицистики» для платформы «Открытое образование» (руководитель проекта)
2014-2015 – НИР из средств СПбГУ – руководитель проекта "Выполнение НИР с целью разработки учебно-методических комплексов, включающих аудиолекции, для обеспечения самостоятельной работы обучающихся при освоении программы курса учебной дисциплины "Методология научного исследования в практической деятельности русского языка как иностранного" (магистратура)
2011 – НИР из средств СПбГУ «Интернет-пространство: речевой портрет пользователя» (руководитель проекта)
2009-2011 – Грант РГНФ 09-06-00001а/F «Ф (финский) + Р (русский) = Х: Насколько эффективно мультилингвальное образование?»
2009-2010 годы – Исследовательский проект № 1590 «Современная русская речь: проблемы нормы и динамика языковых изменений» при финансовой поддержке аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы»
2002-2005 – Проект в рамках Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2002-2005гг. Министерства образования РФ (госконтракт №247) (руководитель проекта)
Основные публикации:
Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному: Второй уровень. Общее владение. М.-СПб.: Златоуст, 1999 (в соват.: Е.Е. Юрков, К.А. Рогова, Т.А. Иванова)
Типовые тесты по русскому языку как иностранному. Второй сертификационный уровень. Общее владение. М.-СПб.: Златоуст, 1999 (в соват.: Е.Е. Юрков, К.А. Рогова, Т.А. Иванова)
Телеинтервью в коммуникативно-прагматическом аспекте: Монография. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2002 . – 220 с.
Палитра стилей: учеб.пос. по стилистике русского языка для иностранцев / Афанасьева, Н.А., Попова , Т.И. – СПб: Златоуст, 2008. – 116 с.
Русское поле: Учебный комплекс по РКИ. II сертификационный уровень Общее владение / Под ред. Е.Е. Юркова. Авторы: Вознесенская И.М., Гочар И.А., Попова Т.И., Федотова Н.Л. – СПб.: Издательский дом «МИРС», 2008. – 215 с.
Оценивание письменных заданий открытой формы в курсе «Культура речи» (к постановке вопроса) // Статья / Мир русского слова, №4, 2010. (в соавторстве с И.М .Вознесенской). – 4/2 с.
Текст: теоретические основания и принципы анализа: учебно-научое пособие для иностранных студентов, изучающих специальность «Русский язык» / Под ред. Проф. К.А.Роговой. Соавторы: Рогова К.А., Вознесенская И.М., Колесова Д.В., Хорохордина О.В., Шкурина Н.В. и др. Рекомендовано Ученым советом филологического факультета СПбГУ. СПб.: Златоуст, 2011. – 456 с. / 51 с. (Главы в учебном пособии)
Типы семантической связности реплик в публичном диалоге // Статья / Записки Горного института. Актуальные прблемы гуманитарного знания в техническом вузе. – СПб. – 2011. – Т.193. – 4 с.
Основные текстовые категории и воспринимаемость текста // Статья/ ХХХIX Международная филологическая конференция. Вып.22. Русский язык как иностранный и методика его преподавания: 60-летие преподавания РКИ в СПбГУ. 15-20 марта 2010 г. СПб.: Филологический ф-т СПбГУ, 2011. – 5 с.
Методология измерения коммуникативной компетенции детей-билингвов (статья) // 12 Конгресс МАПРЯЛ. Русский язык и литература во времени и пространстве / Под ред. Вербицкой Л.А., Лю Лиминя, Юркова Е.Е. – Т.3. – Шанхай, Шанхайский университет иностранных языков, 2011. (в соавт.)
Метаязыковая рефлексия в комментариях пользователей Интернета (статья) // 12 Конгресс МАПРЯЛ. Русский язык и литература во времени и пространстве / Под ред. Вербицкой Л.А., Лю Лиминя, Юркова Е.Е. – Т.1. – Шанхай, Шанхайский университет иностранных языков, 2011. (соавтор: Вознесенская И.М.)
Русский язык и культура речи. Учебник для студентов высших учебных заведений. 2-е изд. Перераб. и доп. / Под ред. Максимова В.И., Голубевой А.В. Соавторы: Голубева А.В., Максимов В.И. и др. Рекомендован учебно-методической объединением по направлениям педагогического образования Министерства образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений. М.: Юрайт, 2012. – 368 с./ 40 с. (Главы в учебнике)
Формирование и оценка коммуникативной компетенции билингвов в процессе двуязычного образования/ Коллективная монография. СПб.: ИД «Мир русского слова», 2012. – 640 с.
Интернет-пространство: речевой портрет пользователя: Коллективная монография / под ред. Т.И. Поповой. СПб.: Эйдос, 2012. – 224 с.
Функционально-смысловые единицы речи: типология, исходные модели и принципы развертывания / Под общ. ред. К.А. Роговой. СПб.: Златоуст, 2017. – 320 с. (в соавт.)