Бакалавриат

Поступающим

Учебные дисциплины

Расписание

Магистратура

Поступающим

Учебные дисциплины

Расписание

Аспирантура

Поступающим

Расписание

Защиты диссертаций

 

Дополнительные образовательные программы СПбГУ
по РКИ

 


 

 


 

 


 

 


 

Периодическое издание кафедры

 

 

ИСТОРИЯ КАФЕДР РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО
В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

 

Доклад проф. Л. В. Московкина на совместном заседании кафедр русского языка как иностранного, посвященном 65-летию общеуниверситетской кафедры русского языка для нерусских, 27 октября 2017 г.

 

 

Преподавание русского языка как иностранного в Санкт-Петербургском университете ведется не со второй половины ХХ века, как принято считать, а с XVIII века.

В то время в Санкт-Петербургском университете, как и в других университетах Европы, весь процесс обучения осуществлялся на латинском языке. Нужны были студенты, владеющие латынью. В России латинский язык преподавали в духовных учебных заведениях. Из них набрали и первых абитуриентов. Однако оказалось, что их латинский язык был связан с религиозной тематикой – они не владели научным латинским языком, и поэтому почти всех их направили на обучение в старшие классы академической гимназии. Первыми студентами Санкт-Петербургского университета стали иностранцы, свободно владеющие латынью, в основном студенты старших курсов немецких университетов. Однако у них была потребность во владении обиходным, разговорным русским языком.

Первым из известных нам университетских преподавателей русского языка как иностранного был М. Шванвиц (в дальнейшем служил на должности профессора русского языка в «Сухопутном шляхетном кадетском корпусе»). Из его отчетов мы узнаем, что преподавание русского языка как иностранного в Санкт-Петербургском университете велось с 1726 года, то есть почти с самого его основания.

Одним из преподавателей был В. Е. Адодуров, В. Е. Адодуровопубликовавший первый университетский учебник русского языка как  иностранного – «Anfangs-Gründe der Russischen Sprache» (1731). В 1740-е гг. В. Е. Адодуров обучал русскому языку великую княгиню Екатерину Алексеевну, в дальнейшем императрицу Екатерину Вторую.

Опытным преподавателем также был В. К. Тредиаковский, В. К. Тредиаковскийобучавший русскому языку членов императорской фамилии, в частности принца Антона-Ульриха Брауншвейгского, отца малолетнего императора Иоанна Антоновича.

Учитель французского языка академической гимназии И. К. Шарпантье составил учебник русского языка для французов «Elements de la langue russe» (СПб., 1768), который переиздавался три раза. По нему во второй половине XVIII века обучились русскому языку тысячи иностранцев, в том числе французский просветитель Д. Дидро, несколько месяцев находившийся в России по приглашению Екатерины Второй. В. И. Срезневский

 

В XIX в. в Санкт-Петербургском университете преподавали русский язык иностранцам В. И. Срезневский и И. М. Болдаков. Кроме того, известно имя В. Алексеева, который обучал русскому языку прусского посла князя О. фон Бисмарка и написал учебник русского языка для немцев в двух частях «Neues Lehrbuch der Russischen Sprache mit beigefügten Sprechübungen und Lesestücken. СПб., 1872-1876», переиздававшийся 24 раза в России и в Германии.

Однако наибольшее развитие преподавание русского языка как иностранного в университете получило в ХХ веке.

 

 

1940-1950-е гг. Общеуниверситетская кафедра русского языка для нерусских


Массовое обучение русскому языку иностранных студентов в Ленинградском государственном университете началось после окончания Великой Отечественной войны – с 1945/46 учебного года, когда в университет прибыли студенты из Албании, Болгарии, Румынии, Чехословакии и Югославии.  Организацию обучения этих студентов русскому языку ректорат поручил доценту кафедры русского языка филологического факультета М. А. Соколовой, которая привлекла для проведения учебных занятий преподавателей своей кафедры, кафедр романской и славянской филологии, кафедры фонетики. В составе кафедры русского языка была создана секция русского языка для иностранных студентов.


Прибывавшие в университет студенты из Китая и Монголии направлялись для обучения русскому языку на восточный факультет ЛГУ, где занятия с ними проводили преподаватели отделения народов Севера. В 1948 году на основе этого отделения был создан факультет народов Севера, в составе которого в 1949 году была учреждена кафедра методики русского языка для нерусских (зав. кафедрой – А. А. Горцевский).


6 февраля 1952 года на филологическом факультете создается общеуниверситетская кафедра русского языка для нерусских, которая объединила всех, кто преподавал русский язык иностранным студентам в университете. В 1950-е гг. ее возглавляли А. П. Аверьянова (1952–1956), О. Г. Воронкова (1956–1958), Е. И. Войнова (1958–1959).


Преподаватели кафедры проводили учебные занятия с иностранными студентами первых трех курсов и иностранными аспирантами I и II курсов всех факультетов ЛГУ. В 1956 году на кафедре были организованы секции сначала по курсам обучения, а затем и по национальностям: китайская, монгольская, славянская, западная секции, а также аспирантская и филологическая.


Главной задачей кафедры в области методической работы было создание учебников и учебных пособий. В 1950-е годы под руководством К. П. Язевой были составлены две книги для чтения и сборник упражнений по синтаксису и развитию речи. В. П. Андреева-Георг и Б. В. Братусь создали учебник русского языка для 8 класса вьетнамских школ. О. Г. Воронкова, В. Д. Толмачева, Сяо Минь и Цзун Юй-цай опубликовали учебник русского языка для студентов-китайцев. На кафедре была составлена учебная программа по русскому языку для аспирантов под редакцией В. М. Тамань, К. П. Язевой и Ю. И. Речь.


Научная работа кафедры была направлена на изучение вопросов синтаксиса, лексики и стилистики в аспекте их преподавания студентам-иностранцам. В. П. Андреева-Георг, В. М. Тамань проводили сравнительные исследования русского и родных языков студентов, результаты которых использовались в процессе обучения.


Общеуниверситетская кафедра русского языка для нерусских ЛГУ стала в Ленинграде головным центром методической работы в области преподавания русского языка как иностранного. В 1954 году члены кафедры принимали участие в проверке преподавания русского языка студентам-иностранцам в пяти вузах города. В январе 1955 г. было организовано общегородское совещание преподавателей русского языка для нерусских, на котором с докладами выступали члены кафедры А. П. Аверьянова, В. П. Андреева-Георг и К. П. Язева. В дальнейшем такие совещания стали проводиться ежегодно.

 

 

1960-1970-е гг. Кафедра русского языка для иностранцев


Общеуниверситетская кафедра русского языка для нерусских, в 1960-е годы была переименована в  кафедру русского языка для иностранцев. В 1960-1970-е гг. кафедрой заведовали Б. В. Братусь (1960–1962; 1969–1978) и В. С. Маслов (1962–1969). 


В этот период кафедра становится крупнейшим в СССР центром научной и методической работы в области преподавания русского языка иностранным студентам. Преподавателями разрабатываются пособия по обучению грамматике (Н. П. Кочеткова, В. М. Матвеева, Е. И. Войнова, М. А. Шахматова, А. А. Козлов и др.), фонетике (Б. В. Братусь), развитию речи (В. М. Матвеева, Р. Э. Назариан, Н. П. Колоярцева и др.), стилистике (Л. А. Киселева, В. М. Матвеева, Р. Б. Волосатова и др.), страноведению (Н. А. Куркова, А. Е. Островская, Л. В. Гордейчук, Л. П. Даниленко и др.), пособия для краткосрочных курсов (Г. Н. Аверьянова, А. Е. Островская, Н. А. Куркова). Были созданы словарь глагольного управления (В. П. Андреева-Георг, В. Д. Толмачева), словарь словосочетаний (Б. В. Братусь и др.).


В 1960-е гг. появляется новое направление деятельности кафедры – обучение языку специальности. На кафедре были созданы секции естественных наук, гуманитарных наук, филологическая и подготовительная. Для студентов каждого факультета были разработаны  учебные программы и учебные пособия. Так, была опубликована «Программа по русскому языку для студентов-иностранцев, обучающихся на 1-2 курсах нефилологических факультетов высших учебных заведений  СССР» (Л.: Изд-во ЛГУ, 1964), составленная преподавателями кафедры С. И. Андреевой, В. М. Матвеевой, К. А. Роговой.


Начиная с 1959 г. примерно один раз в три года издавались сборники научных статей под редакцией Б. В. Братуся, В. С. Маслова, О. Г. Воронковой, Ю. И. Борковского, М. А. Шахматовой .


Одним из важнейших направлений работы кафедры в этот период была подготовка молодых преподавателей русского языка как иностранного. На филологическом факультете было открыто спецотделение (первый руководитель – А. Ф. Жиглявский), готовившее преподавателей русского языка как иностранного со знанием английского, французского и испанского языков. Специальные дисциплины для них читали преподаватели кафедры русского языка для иностранцев.

 

 

 

1980-е гг. Факультет русского языка как иностранного


В 1978 году на основе кафедры русского языка для иностранцев был учрежден факультет русского языка как иностранного (ФРЯКИ). Деканы факультета: В. М. Мокиенко (1979-1990), К. А. Рогова (1990-1994). На факультете были созданы:


- кафедра русского языка для иностранных студентов-филологов, заведующие кафедрой – В. И. Кодухов (1978-1984), К. А. Рогова (1984-1993); 


- кафедра русского языка для иностранных учащихся гуманитарных факультетов, заведующие кафедрой – Г. Н. Аверьянова (1978-1982), В. М. Мокиенко (1982-1990);


- кафедра русского языка для иностранных учащихся естественных факультетов, заведующие кафедрой – Л. П. Даниленко (1980-1982), А. И. Моисеев (1982-1993);


- кафедра краткосрочных форм обучения иностранцев русскому языку, заведующая кафедрой – Г. Н. Аверьянова (1982–1990 гг.);


- кафедра страноведения СССР, заведующая кафедрой – Н. А. Куркова (1985-1990).


Факультет обеспечивал практическое преподавание русского языка как иностранного на всех факультетах ЛГУ, преподавание на краткосрочных курсах, а также подготовку студентов спецотделения.


В 1981 г. была открыта аспирантура, которая готовила научные кадры высшей квалификации по специальностям 10.02.01 – Русский язык и 13.00.02 – Методика обучения русскому языку как иностранному. До 1983 г. аспирантурой руководила М. А. Шахматова,   с 1983 г. по настоящее время – Н. А. Любимова. Лекции для аспирантов читали В. И. Кодухов, Н. А. Любимова, А. И. Моисеев, В. М. Мокиенко, С. Ф. Шатилов, М. А. Шахматова .


В 1983 г. ВАК утвердила специализированный совет по защите кандидатских диссертаций по двум указанным научным специальностям; председатели совета: В. И. Кодухов (1983-1985), В. М. Мокиенко (1985-1990), К. А. Рогова (1990-2013). Первые защиты диссертаций состоялись в 1984 году.


В 1981 г. начинает работать ФПК по русскому языку как иностранному, на котором было организовано четырехмесячное обучение преподавателей с отрывом от работы; руководители ФПК – Т. А. Иванова, с 1987 года – М. А. Шахматова .


Самым крупным из методических достижений этого периода было создание учебного комплекса по русскому языку для иностранных студентов-филологов, который был опубликован в первой половине 1980-х гг. В работе над основными учебниками для первого и второго годов обучения приняли участие Г. Н. Аверьянова, Е. И. Войнова, В. М. Матвеева, в работе над учебными пособиями – Н. П. Кочеткова, Р. Э. Назариан, Ю. И. Борковский, В. М. Ласкарева, В. М. Матвеева, С. Т. Саевич, М. А. Шахматова, И. М. Вознесенская и многие другие.


Разрабатывались учебные пособия по фонетике (Б. В. Братусь и Л. А. Вербицкая), грамматике, стилистике, языку специальности. Создается учебная программа для краткосрочных курсов и ряд учебных пособий, среди которых учебник «Темп-3» (Г. Н. Аверьянова, Н. П. Колоярцева, Н. А. Куркова, Г. И. Пядусова).


Л. А. Вербицкая, Н. А. Куркова, Г. Н. Аверьянова, В. М. Мокиенко, К. А. Рогова, Б. Н. Коваленко, с 1983 года руководившие по поручению Министерства высшего и среднего специального образования СССР семинаром русского языка в Тиммендорфер Штранде (Германия), создали серию учебных пособий для немецких слушателей. Многие из них были опубликованы в издательствах «Русский язык» и «Высшая школа». Таков, например, лингвострановедческий словарь В. П. Фелицыной и В. М. Мокиенко «Русские фразеологизмы», изданный в 1990 году и выдержавший несколько изданий.


На новый уровень поднялась научная работа сотрудников кафедры. Примерно один раз в три года издавались сборники научных статей под редакцией Г. Н. Аверьяновой, Л. П. Даниленко, В. И. Кодухова, А. И. Моисеева, В. М. Мокиенко, К. А. Роговой, В. В. Химика, С. Ф. Шатилова.


Был опубликован и ряд методических работ: книга Н. А. Любимовой «Обучение русскому произношению» (1982), брошюра С. Ф. Шатилова «Актуальные проблемы методики обучения русскому языку иностранных учащихся» (1985), книга В. И. Кодухова «Русский язык как иностранный» (1985), пособие Р. Б. Волосатовой и А. Н. Малеховой «Методика преподавания русского языка как иностранного» (1988), книга о лингвострановедении в преподавании РКИ Ю. А. Ендольцева (1988). Коллективом авторов под руководством В. В. Химика было создано методическое пособие «Грамматика в практическом курсе русского языка как иностранного» (1991).


В 1978 гг. по инициативе В. И. Кодухова создается Городское методическое объединение преподавателей русского языка как иностранного, целью которого является координация учебно-методической и научной работы в области РКИ в рамках всего города. Организующая роль в его работе принадлежала преподавателям ФРЯКИ.

 

 

1990-2017 гг. Кафедра русского языка как иностранного и методики его преподавания и кафедра русского языка для иностранцев-нефилологов

 


В 1990-е гг. Факультет русского языка как иностранного прекращает свое существование. В 1990 г. на базе двух его кафедр: кафедры краткосрочных форм обучения иностранцев русскому языку и кафедры страноведения создается Центр русского языка и культуры. В 1993 г. три остальные кафедры вливаются в состав Филологического факультета СПбГУ. В ходе преобразований формируются:

 

- кафедра русского языка для иностранцев-филологов, в дальнейшем кафедра русского языка как иностранного и методики его преподавания ; заведующие кафедрой – К. А. Рогова (1993–1999 гг.), Е. Е. Юрков (1999–2013 гг.), В. П. Казаков (2013–2017 гг.), Е. И. Зиновьева (2017 г.), Т. И. Попова (2017 г. – по настоящее время);

                     

 


- кафедра русского языка для иностранцев-нефилологов, в настоящее время кафедра русского языка для гуманитарных и естественных факультетов ; заведующие кафедрой – В. В. Химик (1993–2016 гг.), Е. И. Селиверстова (с 2016 г. по настоящее время).

      

 


За прошедшие 24 года преподавателями этих кафедр сделано так много, что все это трудно изложить в рамках одного выступления. Отмечу только основные позиции.


В 1993 году на филологическом факультете был открыт прием на специальность "Русский язык как иностранный" на бакалавриате, и кафедра русского языка для иностранцев-филологов стала выпускающей. Через 4 года была открыта и магистратура. Учебную работу с бакалаврами и с магистрами до 2001 года курировала И. М. Вознесенская. Она же вместе с К. А. Роговой и Е. Е. Юрковым составляла первые учебные планы и программы бакалавриата и магистратуры. В дальнейшем работу бакалавриата курировали Д. В. Колесова и Ю. А. Кузнецов, в настоящее время – М. Ю. Жукова и  А. В. Хруненкова, работу магистратуры курировали С. В. Кириченко и Н. Л. Федотова, в настоящее время – Т. Н. Колосова.


В 2000 г. была открыта программа дополнительной специализации «Русский язык как иностранный» для студентов старших курсов филологического факультета, в программах основного обучения которых присутствует полный курс теории современного русского языка (руководитель программы – М. Ю. Жукова) . В проведении учебных занятий принимали участие все ведущие специалисты кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания. За 10 лет работы было подготовлено около 200 специалистов, пополнивших ряды преподавателей русского языка как иностранного в России и за рубежом.         


В 1990-2000-е гг. преподаватели кафедр русского языка как иностранного начинают заниматься проблемами сертификационного тестирования. В 1997 году создается Центр тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку. В создании государственных образовательных стандартов по русскому языку как иностранному, типовых тестов с ориентацией на высшие уровни владения языком, методических пособий по тестированию принимали участие К. А. Рогова, Е. Е. Юрков, Т. И. Попова, Т. А. Иванова, Г. Н. Аверьянова, Л. Г. Беликова, А. Н. Кирейцева, Т. Е. Нестерова, И. Н. Ерофеева, О. А. Лазарева, Е. И. Селиверстова, В. В. Химик, О. В. Хорохордина и другие сотрудники наших кафедр. Проблемам оценки коммуникативной компетенции иностранных учащихся посвящаются научные исследования И. Н. Ерофеевой, О. А. Лазаревой, Т. Е. Нестеровой, Т. И. Поповой, Н. Л. Федотовой и других наших коллег. Всей работой в области тестирования руководили сначала К. А. Рогова, а затем Е. Е. Юрков. Именно они и привлеченные ими преподаватели наших кафедр внесли огромный вклад в создание Российской государственной системы тестирования по РКИ.


В последние 25 лет на наших кафедрах сформировалось несколько научных направлений или лучше сказать научных школ.

 

Под руководством Н. А. Любимовой была проведена серия исследований фонетической стороны русской речи, был создан ряд научных монографий. К. А. Рогова руководит группой исследователей текста, ими были изданы несколько коллективных монографий по теории теста и методике работы с текстом на занятиях по русскому языку как иностранному. Был создан ряд монографий и учебных пособий в области лексикологии и лингвокультурологии под руководством Е. И. Зиновьевой. Публикуются монографии по фразеологии и паремиологии (Е. И. Селиверстова) , фольклору (А. В. Никитина), литературоведению (Н. П. Беневоленская, Л. Д. Бугаева, С. И. Пахомова) философии художественного творчества (О. М. Ноговицын). В. В. Химик исследует разговорную речь и издает «Большой словарь русской разговорной экспрессивной речи» и «Толковый словарь русской разговорно-обиходной речи». Н. А. Буре принимает участие в составлении «Словаря перестройки» под руководством В. И. Максимова.


Публикуется монографические исследования в области методики обучения русскому языку как иностранному (Л. В. Московкин, О. А. Лазарева), учебные пособия. Издается учебный комплекс по методике Н. Л. Федотовой, включающий учебное пособие и практикум. Под руководством Т. И. Поповой осуществляются лингводидактические описания разных уровней владения русским языком, создаются модульные учебные программы.


По основным направлениям научных исследований пишутся и защищаются кандидатские и докторские диссертации. Работают аспирантура и докторантура, которые готовят кадры высшей квалификации по специальностям 10.02.01 – Русский язык и 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (русский язык как иностранный). Все эти годы руководила аспирантурой Н. А. Любимова.


Результаты научных исследований преподавателей русского языка как иностранного ежегодно представляются и обсуждаются на международных филологических конференциях СПбГУ, в рамках которых Н. А. Любимова на протяжении многих лет готовит и проводит секцию «Русский язык как иностранный и методика его преподавания».


За последние 20 лет сотрудники кафедр русского языка ка иностранного СПбГУ подготовили около 120 учебников и учебных пособий для иностранных учащихся. Среди них стоит отметить учебные комплексы «Первые шаги» (Л. Г. Беликова, И. Н. Ерофеева, Т. А. Шутова), «Успех» под ред. Е. Е. Юркова и Л. В. Московкина, «Русское поле» под ред. Е. Е. Юркова, «Русский язык для продвинутых» под ред. К. А. Роговой. Е. И. Зиновьевой создан учебный комплекс по лингвокультурологии, включающий учебник и рабочую тетрадь.


Под руководством Е. И. Зиновьевой подготовлены учебные пособия, обеспечивающие базовые учебные дисциплины «Лингвистические основы описания русского языка как иностранного» и «Лексикология русского языка» для иностранных студентов бакалавриата:

- Лингвистические основы описания русского языка как иностранного. Лексикология. / Е. И. Зиновьева, А. В. Хруненкова. 2015.

- Учебная лексикография: учебное пособие / О. В. Абыякая, Е. И. Зиновьева, О. А. Ипанова, С. В. Кириченко, Ю. А. Кузнецов, С. Т. Саевич, М. А. Шахматова, Н. Е. Якименко / под ред. М. А. Шахматовой . 2011.

- Лексикология: учебное пособие для студентов-иностранцев / Е. И. Зиновьева, С. В. Кириченко, Ю. А. Кузнецов, С. Т. Саевич, М. А. Шахматова / Под ред. Е. И. Зиновьевой. 2006.

- Основные проблемы описания лексики в аспекте русского языка как иностранного. / Е. И. Зиновьева. 2005.

- Изучение фразеологии русского языка в аспекте русского языка как иностранного: Научно-методические материалы / Е. И. Зиновьева, О. А. Михайлова, Н. Е. Якименко / под общ. ред. Н. Е. Якименко. 2003.


Подготовлено большое количество учебных пособий, обеспечивающих практический курс русского языка как иностранного. Пользуются популярностью не только в СПбГУ, но и за его пределами пособия по обучению фонетике Н. Л. Федотовой, грамматике Б. Н. Коваленко, О. И. Глазуновой, лексике Е. Р. Ласкаревой, письму Д. В. Колесовой, Н. Н. Масловой, Е. В. Бузальской и Н. А. Любимовой, аудированию И. А. Гончар, Л. И. Москвитиной, говорению Т. И. Поповой и Е. Е. Юркова, О. В. Хорохординой, страноведению И. А. Гончар, Е. И. Зыковой и других преподавателей, языку специальности А. С. Шатилова.


Кафедра русского языка для гуманитарных и естественных факультетов ведет занятия не только с иностранными, но и с российскими студентами – на всех гуманитарных и естественных факультетах читается учебный курс «Русский язык и культура речи». Для него под руководством В. В. Химика подготовлены учебные пособия по научной и деловой речи.


Одним из направлений учебно-методической деятельности кафедр является освоение и применение новых информационных технологий и создание сетевых дистанционных учебных курсов. Преподаватели кафедры русского языка для гуманитарных и естественных факультетов Н. А. Буре , М. В. Быстрых, Л. Б. Волкова, М. Ф. Лужковская, И. Г. Никольская, Е. И. Зыкова, Е. И. Селиверстова разработали сетевые дистанционные курсы в системе Moodle – «Русский язык как иностранный в профессиональной сфере (гуманитарный и естественный профили»); «Речевой портрет делового человека»; «Русский язык от А до Я. Первая встреча»; в системе Blackboard – «Русский язык и культура речи» (Н. А. Буре) . Изданы лингводидактические тренажеры «Формула счастья» (2007) и «Люблю тебя» (2009) (М. В. Быстрых, Н. А. Буре) .


На кафедре русского языка как иностранного и методики его преподавания разработаны онлайн-курсы, доступные на платформе «Открытое образование»:

- «Успех+» (О. И. Глазунова, Т. И. Попова и др.);

- «Русский язык как иностранный. В1+». (Т. И. Попова, К. А. Рогова, И. А. Гончар, О. В. Хорохордина, Д. В. Колесова) ; в 2017 году по нему занимались более 2,5 тысяч слушателей);

- «Язык современной публицистики» (В. И. Коньков, Т. И. Попова, Д. В. Колесова) ;

- «Функционирование русского языка в странах СНГ и национальных республиках РФ» (Л. В. Московкин, А. В. Коротышев, З. Ф. Юсупова, Р. Ф. Мухаметшина).

Одним из направлений работы кафедр русского языка как иностранного СПбГУ является участие в разработке и проведении программ дополнительного образования. Среди них действуют следующие программы:

- «Преподавание русского языка как иностранного – второе образование» (руководитель – Б. Н. Коваленко, с 1997 г.), за 20 лет подготовлено более 300 выпускников, работающих в России и за рубежом;

- «Лингводидактическое тестирование» (с 1998 г., руководитель – И. Е. Ерофеева) ;

- «Текст – объект языка, речи, коммуникативно ориентированного обучения русскому языку как родному и как иностранному» (с 2017 г., руководитель – К. А. Рогова) .


Говоря о работе кафедр русского языка как иностранного СПбГУ, нельзя не отметить работу секретарей кафедр. Сотрудники кафедры русского языка как иностранного высоко ценят многолетний труд О. А. Лазаревой, М. С. Шишкова, К. А. Щукиной.

 

В 2005 г. в составе филологического факультета был создан Институт русского языка и культуры (директор – Е. Е. Юрков, с 2013 г. – В. П. Казаков), который координировал научную и учебно-методическую работу кафедр русского языка как иностранного и осуществлял подготовку иностранных учащихся разных уровней владения русским языком. В 2015 г. на его основе создан Центр дополнительных образовательных программ по РКИ (директор – О. В. Чухаева).


Кафедры русского языка как иностранного СПбГУ сотрудничают с российскими и зарубежными вузами, с общественными организациями, например, у нас тесные связи с МАПРЯЛ и РОПРЯЛ, с Союзом учителей города Гамбурга. Наши выпускники работают в вузах России и других стран на всех континентах планеты.


Более подробную информацию о деятельности кафедр РКИ СПбГУ можно найти на сайтах наших двух кафедр.


Завершая обзор деятельности преподавателей русского языка как иностранного СПбГУ, нужно сказать, что у нас богатое прошлое, интересное настоящее, и, хочется верить, прекрасное будущее.