Ирина Юрьевна Усенко
Должность: старший преподаватель
Ученая степень, ученое звание: кандидат педагогических наук
Сфера научных интересов: методика преподавания русского языка как иностранного, обучение лексике и грамматике, анализ художественного текста
Образование:
Филолог. Преподаватель по специальности «Филология». СПбГУ, Филологический факультет, Отделение русского языка и литературы, 2001-2006 гг.; Кандидат педагогических наук, аспирантура СПбГУ, 2006-2009 гг.
Повышение квалификации:
1. Учитель русского языка и литературы. Проф. переподготовка ООО Инфоурок по программе «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации», 2022 г.
2. Курс повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе "Английский язык в профессиональной сфере (уровень С1)", ЧУ ДПО «Транслинк-Образование», 2022 г.
3. Педагог дополнительного образования детей и взрослых. Проф. переподготовка ООО Инфоурок по программе «Педагогика дополнительного образования детей и взрослых», 2023 г.
4. Курс повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Система работы учителя-словесника в рамках подготовки к ОГЭ», ООО «Мультиурок», 2023 г.
5. Курс повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Методика подготовки к ЕГЭ по русскому и литературе», ООО «Мультиурок», 2023 г.
Научная и педагогическая деятельность:
Ведет практические занятия и читает лекции по русскому языку для студентов бакалавриата и магистратуры по разным аспектам. Специализируется на курсах по грамматике (морфология, синтаксис) и анализу художественного текста
Руководит курсовыми работами, выпускными квалификационными работами бакалавров и магистрантов в области грамматики, лингвокультурологии, лексикологии, фразеологии, а также педагогической и производственной практикой обучающихся.
Читает лекции и ведет семинары по дисциплинам:
• «Теоретическая грамматика русского языка»
• «Лингвистические описания русского языка как иностранного. Морфология»
• «Лингвистические основы описания русского языка как иностранного. Стилистика. Текст»
Научная деятельность в рамках научно-исследовательских проектов, (грантов):
Ф(финский) + Р (русский) = Х: Насколько эффективно мультилингвальное образование? Кафедра русского языка как иностранного СПбГУ при поддержке РГНФ. Цель проекта – исследовать эффективность формирования русско-финского билингвизма в системе дошкольного и школьного образования в России и Финляндии.
Сроки проекта: январь 2010-декабрь 2011.
Имеет более 35 опубликованных научных и научно-методических работ.
Основные публикации:
1. Усенко И. Ю., Юрков Е. Е. Внутриязыковая грамматическая интерференция и пути её преодоления // Русский язык, литература, культура: актуальные проблемы изучения и преподавания в России и за рубежом: I Международная научно-практическая интернет-конференция: Москва, МГУ им. М.В.Ломоносова, филологический факультет; 5-12 октября, 23 ноября – 7 декабря 2009 г. /Труды и материалы/ Сост. Богомолов А. Н., Дунаева Л. А. — М., 2010. — С. 848-854.
2. Усенко И. Ю. Коммуникативная значимость типичных грамматических ошибок (по материалам эксперимента) // Слово есть дело: Юбилейный сборник научных трудов в честь профессора И. П. Лысаковой. — СПб., 2010. — T. 2 — С. 290-294.
3. Усенко И. Ю. О коммуникативной направленности обучения грамматике // Актуальные вопросы описания и преподавания русского языка как иностранного/неродного. Сборник материалов Международной научно-практической интернет-конференции (Москва, 27 ноября-1 декабря 2017 г.)/ Кулибина Н.В. (ред.). — М.: Издательство Государственного института русского языка им. А.С.Пушкина, 2018. — С. 953-958.
4. Усенко И. Ю. Методика коррекции грамматических навыков на основе использования коррелирующих пар // Изучение и преподавание русской словесности в эпоху языковой глобализации: Материалы докладов и сообщений XXIII международной научно-методической конференции. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна, 2018. С. 269-275.
5.Усенко И. Ю., Токина А. И. Глаголы приведения в эмоциональное состояние (лингводидактический аспект» // Воспитание языкового вкуса студентов в процессе преподавания русской словесности. Материалы докладов и сообщений XХIV международной научно-методической конференции. — 2019. — С. 71-77.
6. Усенко И. Ю., Токина А. И. , Цзо Юй. Семантика и функционирование безличных моделей со значением необходимости в русском языке (на фоне китайского языка) // Филологический аспект . — 2021. № 11 (79) . — С. 129-140.
7. Усенко И. Ю., Токина А.И. Групповая работа на уроках русского языка как иностранного: современные методы и приемы // Филологический аспект . 2022. № 6 (17) . С. 44-51.
Монографии
Усенко И. Ю. Грамматические ошибки в русской речи иностранцев. Причины возникновения и методика коррекции. — Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. — 208 с.
Формирование и оценка коммуникативной компетенции билингвов в процессе двуязычного образования [Текст] : [коллективная монография] / [Юрков Е. Е., Попова Т. И., Петрова Т. Е., Лазарева О. А., Усенко И. Ю. и др.] ; под ред. Е. Е. Юркова. — Санкт-Петербург : МИРС, 2012. — 639 с.
Учебники, учебные пособия
Бойцов И. А., Московкин Л. В., Усенко И. Ю. Успех. Рабочая тетрадь. Учебный комплекс по русскому языку для иностранных учащихся. Элементарный уровень. — Санкт-Петербург: Издательский дом "МИРС", 2011. — 96 с.