Татьяна Александровна Круглякова
Должность: доцент
Ученая степень, ученое звание: доцент, кандидат филологических наук
Сфера научных интересов: онтолингвистика, освоение русского языка как первого и как второго, лингвистика ошибок, психолингвистика (восприятие речи), словесное творчество ребенка
Образование:
1993 г. окончила филологический факультет СПбГУ (филолог-русист, преподаватель русского языка и литературы),
2005 г. окончила аспирантуру при кафедре ЮНЕСКО «Образование в поликультурном обществе» РГПУ им. А.И.Герцена,
2006 г. кандидат филологических наук специальность 10.02.19 – теория языка («Модификация стихотворного текста в речевой деятельности ребенка»)
Научная и педагогическая деятельность:
1993–2011 гг – ассистент, старший преподаватель, доцент кафедры детской речи РГПУ им. А. И. Герцена,
2011–2017 гг – доцент кафедры языкового и литературного образования ребенка РГПУ им. А. И. Герцена, научный сотрудник лаборатории детской речи,
2016 – 2018 научный сотрудник Межвузовского центра билингвального и поликультурного образования РГПУ им. А.И.Герцена.
2011 – по настоящее время учитель русского языка школы «Лаборатория непрерывного математического образования (ЛНМО)»
Организация и проведение международных научных конференций
2006–2019 - секретарь оргкомитета ежегодных международных конференций «Проблемы онтолингвистики», которые являются важнейшей частью работы семинара по онтолингвистике Петербургского лингвистического общества и проходят на базе РГПУ им.А.И.Герцена
Участие в международных проектах
В 1994–2004 гг. исполнитель проектов Института лингвистических и антропологических исследований имени Макса Планка (Нидерланды – Германия) по созданию корпуса данных речи русского ребенка в системе CHILDES под руководством Сабины Штолль.
2010 г. проведение научно-практической школы-семинара «Освоение русского языка как родного и неродного» (2010, Астана, Казахстан).
2019 г. участие в Международном онлайн-марафоне образовательных практик преподавателей русского языка (Сидней, Австралия)
Гранты и конкурсы
Участвовала в конкурсах РГНФ, РФФИ, Министерства образования РФ. В том числе:
2013 г., 2019 г. РФФИ на проведение международной конференции «Проблемы онтолингвистики».
2017 -2018 г. исполнитель проекта «Сервис виртуальных кабинетов русского языка» фонда «Русский мир».
Основные публикации: имеет более 90 научных и учебно-методических публикаций.
1. Модификация стихотворений в детской книге и материнском прочтении // Детский сборник статьи по детской литературе и антропологии детства. Сер. "Антропология. Фольклор: новые исследования" Институт высших гуманитарных исследований им. Е.М. Мелетинского, Семинар "Фольклор / постфольклор, структура, типология, семиотика" (Москва). М., 2003. С. 181-198.
2. Отражение индивидуальных стратегий воспроизведения текста в собрании считалок Г. С. Виноградова // Детский фольклор и культура детства XIII Виноградовские чтения: материалы научной конференции. Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств. 2006. С. 6-17.
3. Образ кубинского сверстника в школьных учебниках испанского языка 1970-80 г. // Учебный текст в советской школе составители: С. Г. Леонтьева, К. А. Маслинский. Санкт-Петербург, 2008. С. 216-228.
4. Детские стратегии восприятия и воспроизведения стихотворного текста // Система языка и языковое мышление ответственный редактор Е.Ф. Киров; Редактор-составитель Г. М. Богомазов. Москва, 2009. С. 182-190.
5. Репродуцированный стихотворный текст как объект психолингвистического исследования // Вопросы психолингвистики. 2009. № 9. С. 156-164.
6. Классическая русская поэзия глазами ребенка // Русский язык в школе. 2010. № 7. С. 33-40.
7. Конструирование системы русских притяжательных местоимений детьми с-билингвами с первым романским языком // Путь в язык. Одноязычие и двуязычие сборник статей. Сер. "Studia philologica" отв. ред. С. Н. Цейтлин, М. Б. Елисеева. Москва, 2011. С. 191-202.
8. К вопросу о направлении языковых изменений в речи ребенка (на примере форм род.п. мн.ч существительных) // Проблемы порождения и восприятия речи Материалы Х выездной школы-семинара. Череповецкий государственный университет, Гуманитарный институт. 2011. С. 206-213.
9. О чем говорят ошибки в диктантах билингвов? На материале речи русско-испанского билингва // Многоязычие и межкультурная коммуникация: вызовы XXI века материалы конгресса. 2013. С. 48-49.
10. Ошибкоопасные места в пособиях по русскому языку для начальной школы: опыт лингвистического анализа // Санкт-Петербургская школа онтолингвистики сборник статей к юбилею доктора филологических наук, профессора С. Н. Цейтлин. Санкт-Петербург, 2013. С. 68-82.
11. Выбор предложно-падежной формы в речи ребенка второго года жизни // Acta Linguistica Petropolitana. Труды института лингвистических исследований. 2017. Т. 13. № 3. С. 727-740.
12. О природе речевых ошибок многоязычных школьников // Исследования языка и современное гуманитарное знание. 2019. Т. 1. № 2. С. 103-112. (в соавторстве с С.Н.Цейтлин)
Учебно-методические работы
1. Освоение русского языка как первого и как второго. Рабочая программа // Подготовка магистра в сфере дошкольного и начального образования. Учебно-методические материалы по направлению "050700 - Педагогика" в 2 частях. под редакцией Т. А. Барышевой, и др. ; РГПУ им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург, 2009. С. 313-317.
2. Диагностика речевого развития ребенка-билингва // Рабочая программа. Подготовка магистра в сфере дошкольного и начального образования. Учебно-методические материалы по направлению "050700 - Педагогика" в 2 частях. под редакцией Т. А. Барышевой, и др. ; РГПУ им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург, 2009. С. 345-350.
3. Культура речи: сборник упражнений. Сборник упражнений Санкт-Петербург: Златоуст, 2010.
4. Речевые ошибки. Практикум. Пособие для студентов. Санкт-Петербург: РГПУ им. Герцена / Под общей ред. Т.А.Кругляковой, 2012. (соавторы Цейтлин С.Н., Елисеева М.Б., Еливанова М.А., Кузьмина Т.В., Доброва Г.Р., Офицерова Е.А., Абдуллина А.Ф._
5. Проблемы изучения билингвизма Книга для чтения. Санкт-Петербург: Златоуст, 2014.
6. Русский консультант. Материалы лекций и вебинаров для учителей русских школ зарубежья. Под общ. Ред Т.А. Кругляковой. СПб., 2018.