Татьяна Александровна Круглякова
Должность: доцент
Ученая степень, ученое звание: кандидат филологических наук, доцент
Сфера научных интересов: освоение языка как первого и как второго, формирование грамматической системы языка в онтогенезе, естественный билингвизм, восприятие устной речи, история и теория детской литературы, словесное творчество ребенка; лингвистика ошибок, психолингвистика, онтолингвистика
Образование:
1993 год окончила филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета (филолог-русист, преподаватель русского языка и литературы);
2005 год окончила аспирантуру кафедры ЮНЕСКО «Теория образования в поликультурном обществе» РГПУ им. А. И. Герцена
2006 год защитила кандидатскую диссертацию «Модификация стихотворного текста в речевой деятельности ребенка» по специальности 10.02.19 («Теория языка»)
Научная и педагогическая деятельность:
преподаватель, доцент кафедры детской речи РГПУ им. А. И. Герцена (1993–2012), преподаватель испанского языка Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств (2000–2004), доцент кафедры языкового и литературного образования ребенка РГПУ им. А. И. Герцена (2012–2017), доцент кафедры романо-германской филологии Санкт-Петербургского института гуманитарного образования (2005–2012), научный сотрудник Межвузовского центра межъязыкового и поликультурного образования РГПУ им. А. И. Герцена (2017–2018), учитель испанского и русского языка в школах № 43, 70, 241, 564 г. Санкт-Петербурга, доцент кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания с 2019 г. по настоящее время
Организация и проведение международных научных мероприятий:
секретарь оргкомитета международных ежегодных научных конференций «Проблемы онтолингвистики» (РГПУ им. А. И. Герцена и Институт лингвистических исследований РАН, 2006–2019)
Награды и почетные звания:
2015 — премия Казанского федерального университета и Международного методсовета по многоязычию и межкультурной коммуникации и вручается лучшим билинвальным практикам с русским языком как одним из родных «BeBiLin.RU» в номинации «Лучшая научная статья или книга о билингвизме» (The best scientific article/book about bilingualism) (Т. А. Круглякова (сост.) «Проблемы изучения билингвизма. Книга для чтения». — СПб: Златоуст, 2014), 2015.
Работа за рубежом:
научно-исследовательские проекты Института психолингвистических и антропологических исследований им. Макса Планка (Нидерланы – Германия) по созданию корпуса данных русской детской речи в системе CHILDES (1994–2004), лекции по онтолингвистике в Евразийском национальном университете им. Л. Н. Гумилева в г. Астане (Казахстан) (2011) и Даларнском университете (Швеция) (2020), лекции и семинары по вопросам естественного порядка освоения языка в условиях билингвизма в Русских домах г. Дар-эс-Салама (Танзания), г. Лусаке (Замбия) (2022).
Читает лекции и ведет семинары по дисциплинам:
русский язык и культура речи, основы теории речевой деятельности, онтолингвистика, история русского языкознания, освоение русского языка как первого и как второго, психолингвистические проблемы естественного двуязычия, языковое образование и речевой развитие двуязычного ребенка
Руководит курсовыми работами, выпускными квалификационными работами бакалавров и магистрантов, кандидатскими диссертациями.
Научная деятельность в рамках научно-исследовательских проектов, (грантов):
участвовала в конкурсах РГНФ, РФФИ, министерства образования, фонда «Русский мир», в том числе
2013, 2019 г. РФФИ проект «Проведение международной конференции «Проблемы онтолингвистики»
2017 – 2018 «Русский мир» проект «Сервис виртуальных кабинетов русского языка»
2021 – «Русский мир» проект «Издание пособия «Русская детская литература в помощь учителю русского языка»
Имеет более 100 опубликованных научных и научно-методических работ.
Основные публикации:
Научные публикации
Научное наследие А. Н. Гвоздева в исторической перспективе: от исследования речи одного ребенка к становлению онтолингвистики // Русский язык в школе — 2022. Т. 83. № 2. С. 46-56.
«Кулинарные приколы из Поднебесной»: интерпретация переводческой ошибки как способ создания языковой шутки // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива — 2022. № 2. С. 43-57. (совместно с Чен Юйфань).
Предложно-падежные конструкции с инструментальным значением в речи русского ребенка и носителя китайского языка // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности — 2021. № 19. С. 141-153 (совместно с Ван Линой).
Модификация городских названий в речевой деятельности ребенка // Вопросы ономастики — 2021. Т. 18. № 2. С. 121-138.
«Стихи на трудности русского языка»: правила русской орфографии в стихах // Детские чтения — 2020. Т. 18. № 2. С. 276-299.
От семинаров по детской речи к онтолингвистическому форуму: традиции организации научных мероприятий лабораторией детской речи РГПУ им. А. И. Герцена // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена — 2020. № 196. С. 136-148.
От значения к поискам формы: об одной из детских стратегий освоения падежа // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена — 2018. № 189. С. 53-64.
Выбор предложно-падежной формы в речи ребенка второго года жизни // Acta Linguistica Petropolitana. Труды института лингвистических исследований — 2017. Т. 13. № 3. С. 727-740.
Пути освоения системы русского письма студентами-иностранцами // Когнитивные исследования языка — 2015. № 22. С. 899-901.
Конструирование системы русских притяжательных местоимений детьми с-билингвами с первым романским языком // Путь в язык. Одноязычие и двуязычие сборник статей. Сер. "Studia philologica" отв. ред. С. Н. Цейтлин, М. Б. Елисеева. — М., 2011. С. 191-202.
Классическая русская поэзия глазами ребенка // Русский язык в школе. 2010. № 7. С. 33-40.
Репродуцированный стихотворный текст как объект психолингвистического исследования // Вопросы психолингвистики. 2009. № 9. С. 156-164.
Образ кубинского сверстника в школьных учебниках испанского языка 1970-80 г. // Учебный текст в советской школе / Составители: С. Г. Леонтьева, К. А. Маслинский. СПб., 2008. С. 216-228.
Модификация стихотворений в детской книге и материнском прочтении //Детский сборник статьи по детской литературе и антропологии детства. Сер. "Антропология. Фольклор: новые исследования" Институт высших гуманитарных исследований им. Е. М. Мелетинского, Семинар "Фольклор / постфольклор, структура, типология, семиотика". — М., 2003. С. 181-198.
«Там царь Кащей с деньгами вянет». О восприятии стихотворного текста (на материале вступления к поэму А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. — 2005. № 1 (3). С. 89-95.
Методические пособия
Русская детская литература в помощь учителю русского языка. СПб.:Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та, 2022.
Русский консультант материалы лекций и вебинаров для учителей русских школ зарубежья / Под ред. Т. А. Кругляковой. — СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2018.
Проблемы изучения билингвизма: книга для чтения / Сост. Т. А. Круглякова. — СПб.: Златоуст, 2014.
Речевые ошибки. Практикум. — СПб.: РГПУ им. Герцена / Под общей ред. Т. А. Кругляковой, 2012.
Круглякова Т. А., Елисеева М. Б. Культура речи: сборник упражнений. Методическое пособие к занятиям. — СПб.: Златоуст, 2010.