Татьяна Александровна Круглякова

 

 

Должность:  доцент

Ученая степень, ученое звание: доцент, кандидат филологических наук

Сфера научных интересов: онтолингвистика, освоение русского языка как первого и как второго, лингвистика ошибок, психолингвистика (восприятие речи), словесное творчество ребенка

 

Образование: 

1993 г. окончила филологический факультет СПбГУ (филолог-русист, преподаватель русского языка и литературы),

2005 г. окончила аспирантуру при кафедре ЮНЕСКО «Образование в поликультурном обществе» РГПУ им. А.И.Герцена,

2006 г. кандидат филологических наук  специальность 10.02.19 – теория языка («Модификация стихотворного текста в речевой деятельности ребенка»)

 

Научная и педагогическая деятельность: 

1993–2011 гг – ассистент, старший преподаватель, доцент кафедры детской речи РГПУ им. А. И. Герцена, 

2011–2017 гг – доцент кафедры языкового и литературного образования ребенка РГПУ им. А. И. Герцена,  научный сотрудник лаборатории детской речи,

2016 – 2018 научный сотрудник Межвузовского центра билингвального и поликультурного образования РГПУ им. А.И.Герцена.

2011 – по настоящее время учитель русского языка школы «Лаборатория непрерывного математического образования (ЛНМО)»

 

Организация и проведение международных научных конференций

2006–2019 -  секретарь оргкомитета ежегодных международных конференций «Проблемы онтолингвистики», которые являются важнейшей частью работы семинара по онтолингвистике Петербургского лингвистического общества и проходят на базе РГПУ им.А.И.Герцена

 

Участие в международных проектах

В 1994–2004 гг. исполнитель проектов Института лингвистических и антропологических исследований имени Макса Планка (Нидерланды – Германия) по созданию корпуса данных речи русского ребенка в системе CHILDES под руководством Сабины Штолль.

2010 г.  проведение научно-практической школы-семинара «Освоение русского языка как родного и неродного» (2010, Астана, Казахстан).

2019 г. участие в Международном онлайн-марафоне образовательных практик преподавателей русского языка (Сидней, Австралия)

 

Гранты и конкурсы

Участвовала в конкурсах РГНФ, РФФИ, Министерства образования РФ. В том числе:

2013 г., 2019 г. РФФИ на проведение международной конференции «Проблемы онтолингвистики».

2017 -2018 г. исполнитель проекта «Сервис виртуальных кабинетов русского языка» фонда «Русский мир».

 

Основные публикации: имеет более 90 научных и учебно-методических публикаций.

1. Модификация стихотворений в детской книге и материнском прочтении // Детский сборник статьи по детской литературе и антропологии детства. Сер. "Антропология. Фольклор: новые исследования" Институт высших гуманитарных исследований им. Е.М. Мелетинского, Семинар "Фольклор / постфольклор, структура, типология, семиотика" (Москва). М., 2003. С. 181-198.

2. Отражение индивидуальных стратегий воспроизведения текста в собрании считалок Г. С. Виноградова // Детский фольклор и культура детства XIII Виноградовские чтения: материалы научной конференции. Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств. 2006. С. 6-17.

3. Образ кубинского сверстника в школьных учебниках испанского языка 1970-80 г. // Учебный текст в советской школе составители: С. Г. Леонтьева, К. А. Маслинский. Санкт-Петербург, 2008. С. 216-228.        

4. Детские стратегии восприятия и воспроизведения стихотворного текста // Система языка и языковое мышление ответственный редактор Е.Ф. Киров; Редактор-составитель Г. М. Богомазов. Москва, 2009. С. 182-190.

5. Репродуцированный стихотворный текст как объект психолингвистического исследования // Вопросы психолингвистики. 2009. № 9. С. 156-164.        

6. Классическая русская поэзия глазами ребенка //        Русский язык в школе. 2010. № 7. С. 33-40.     

7. Конструирование системы русских притяжательных местоимений детьми с-билингвами с первым романским языком // Путь в язык. Одноязычие и двуязычие сборник статей. Сер. "Studia philologica" отв. ред. С. Н. Цейтлин, М. Б. Елисеева. Москва, 2011. С. 191-202.               

8. К вопросу о направлении языковых изменений в речи ребенка (на примере форм род.п. мн.ч существительных) //  Проблемы порождения и восприятия речи Материалы Х выездной школы-семинара. Череповецкий государственный университет, Гуманитарный институт. 2011. С. 206-213.

9. О чем говорят ошибки в диктантах билингвов? На материале речи русско-испанского билингва // Многоязычие и межкультурная коммуникация: вызовы XXI века материалы конгресса. 2013. С. 48-49.

10. Ошибкоопасные места в пособиях по русскому языку для начальной школы: опыт лингвистического анализа // Санкт-Петербургская школа онтолингвистики сборник статей к юбилею доктора филологических наук, профессора С. Н. Цейтлин. Санкт-Петербург, 2013. С. 68-82.  

11. Выбор предложно-падежной формы в речи ребенка второго года жизни // Acta Linguistica Petropolitana. Труды института лингвистических исследований. 2017. Т. 13. № 3. С. 727-740.

12. О природе речевых ошибок многоязычных школьников //  Исследования языка и современное гуманитарное знание. 2019. Т. 1. № 2. С. 103-112. (в соавторстве с С.Н.Цейтлин)

 

Учебно-методические работы

1. Освоение русского языка как первого и как второго. Рабочая программа // Подготовка магистра в сфере дошкольного и начального образования. Учебно-методические материалы по направлению "050700 - Педагогика" в 2 частях. под редакцией Т. А. Барышевой,   и др.  ; РГПУ им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург, 2009. С. 313-317.        

2. Диагностика речевого развития ребенка-билингва // Рабочая программа. Подготовка магистра в сфере дошкольного и начального образования. Учебно-методические материалы по направлению "050700 - Педагогика" в 2 частях. под редакцией Т. А. Барышевой,  и др.  ; РГПУ им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург, 2009. С. 345-350.                        

3. Культура речи:  сборник упражнений. Сборник упражнений  Санкт-Петербург: Златоуст, 2010.

4. Речевые ошибки. Практикум. Пособие для студентов. Санкт-Петербург: РГПУ им. Герцена / Под общей ред. Т.А.Кругляковой, 2012. (соавторы Цейтлин С.Н., Елисеева М.Б., Еливанова М.А., Кузьмина Т.В., Доброва Г.Р., Офицерова Е.А., Абдуллина А.Ф._

5. Проблемы изучения билингвизма  Книга для чтения. Санкт-Петербург: Златоуст, 2014.

6. Русский консультант. Материалы лекций и вебинаров для учителей русских школ зарубежья. Под общ. Ред Т.А. Кругляковой. СПб., 2018.

 

 

 

 

НОВОСТИ

 

17.11.2023

28 ноября 2023 г., во вторник, состоится заседание кафедры в 16.30 на наб. Лейтенанта Шмидта д. 11, в ауд. 311.

 

25.10.2023

Команда СПбГУ заняла первое место на Региональной предметной студенческой олимпиаде по русскому языку.
В составе команды победителей выступали студентки бакалавриата кафедры РКИ и методики его преподавания Елизавета Мамаева и Алёна Фенина. Поздравляем!

 

18.10.2023

В СПбГУ стартовала регистрация на IV Международную онлайн-олимпиаду по русскому как иностранному.
Олимпиада предоставляет возможность не только узнать больше о жизни в России, русской культуре и истории, но и получить ваучер на бесплатное прохождение государственного тестирования по русскому языку как иностранному, а также дополнительные баллы при поступлении в СПбГУ.
Подробнее...

 

15.10.2023

НА ЗЛОБУ ДНЯ: Зачем русский язык миру?
Медиацентр СПбГУ представляет новый цикл «НА ЗЛОБУ ДНЯ»
В первом выпуске Алина Валитова разбирается, зачем русский язык миру, какие преимущества он даёт тем, кто выучил «великий и могучий» и как СПбГУ участвует в его популяризации.

 

05.10.2023

Интервью с профессором Ниной Александровной Любимовой