Татьяна Витальевна Лыпкань

 

 

Должность: доцент

Ученая степень, ученое  звание: кандидат филологических наук, доцент

 

Сфера научных интересов: билингвизм (русскоязычный билингвизм в Германии), многоязычие в условиях внеязыковой среды, межъязыковая фонетическая интерференция в условиях формирования искусственного билингвизма разносистемных языков, овладение вторым неродным языком,   дистанционные методы обучения, использование мультимедийных тренажеров при обучении иностранным языкам (интерактивные методы обучения).

 

Читает лекции и ведет семинары по дисциплинам:

•   Русский язык и культура речи

•   Лингвистические основы описания русского языка как иностранного (фонетика)

•   Теоретическая фонетика русского языка (фонетика),

 

Ведет занятия по русскому языку со студентами: филологического факультета (бакалавры) и стажеры (специального филологического факультета).

 

Руководит курсовыми, дипломными и магистерскими работами студентов.

 

Работа за рубежом: Colon Language Center, Гамбург, Германия (производственная практика в институте иностранных языков, 2000г.), научно-исследовательская стажировка как стипендиата международного конкурса  «Дмитрий Менделеев», проводимой совместно с DAAD и СПбГУ) на кафедре славянской лингвистики в Рурском университете (Бохум, Германия) 2014 г, приглашенный доцент с курсом лекций «Русский язык и культура речи» для бакалавров Йенского университета имени Шиллера (Йена, Германия) 2017г в рамках программы межвузовского обмена Erasmus 2+, научно-исследовательская стажировка по обсуждению гранта РНФ и DFG  «Русский язык в Германии: межпоколенческие изменения»  (2019г) Грайфсвальдский университет им Эрнста Морица (Грайфсвальд, Германия). 

 

Научная деятельность в рамках научно-исследовательских проектов, (грантов): Изучение фонетического оформления речи русскоязычных билингвов Германии, основной исполнитель по гранту РНФ «Русский язык в Германии: межпоколенческие изменения» (17.11.2020 №21-48-04401)

 

Имеет 37 научных и 7 научно-методических работ.

 

Основные публикации:

1. Сопоставление вокалических сочетаний в русском и корейском языках. Прогноз нарушений в русской речи корейцев и его использование в целях преподавания русского языка как иностранного // Русское слово в мировой культуре. Материалы Х Конгресса Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы. С-Петербург, 30 июня – 3 июля 2003 г. Методика преподавания русского языка: традиции и перспективы. В 4-х томах. Т. III. Лингвометодические основы обучения русскому языку как иностранному.- СПб: Политехника, СПбГУ, 2004. С. 46-49.

2. Нарушения русских вокалических сочетаний на стыке слов в речи корейцев // «XI Мир русского слова и русское слово в мире».  Изучение и описание русского языка как иностранного. Том 6 (1). Сб. статей под ред. С. Василевой.- София: Heron Press, 2007. С.109-113

3. Типичные ошибки китайцев при восприятии и реализации акцентно- ритмической структуры русских слов // Сб. Статей. Vol. 1 № 2. Под ред Valeri Zangliger, Yevgen Zaretsky, Anna Lipovska. - София:Eurasia Academic Publishers, “Acta Linguistica”, 2007. С.89-94.

4. Прогноз акцентуационных нарушений в русской речи китайцев// «XXXVII Международная филологическая конференция. Вып 20: Русский язык как иностранный и методика его преподавания 11-15 марта2008 г. Санкт – Петербург». Сб. статей. Отв. ред. Н.А. Любимова. - СПб: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2008. С.24-30.

5. Общие и специфические нарушения французов и англичан при реализации русских гласных // «XXXVIII Международная филологическая конференция. Вып. 21: Русский язык как иностранный и методика его преподавания 16-20 марта2009 г. Санкт – Петербург» Сб. статей. Отв. ред. Н.А. Любимова.- СПб: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2009. С. 26-33.

6. Потенциальное поле действия русско-французской и русско-английской фонетической интерференции // «XXXIX Международная филологическая конференция. Вып. 22: Русский язык как иностранный и методика его преподавания: 60 –летие преподавания РКИ в СПбГУ 15-20 марта 2010 г. Санкт – Петербург» Сб. статей. Отв. ред. Н.А. Любимова. - СПб.: Филологический факультет  СПбГУ, 2011 С. 35-40.

7. Обучение лексике при работе с мультимедийным лингводидактическим тренажером // «XL Международная филологическая конференция. 14-19 марта2011 г. Санкт-Петербург». Сб. статей.  Отв. ред. Н.А. Любимова. - СПб: Филологический факультет, СПбГУ, 2012. С. 168-171.

8. Особенности фонетического оформления речи русскоязычных билингвов в Германии Гранада, Испания: Русский язык и литература в пространстве мировой культуры: Материалы XIII Конгресса МАПРЯЛ (г. Гранада, Испания, 13–20 сентября 2015/ Ред. кол.: Л. А. Вербицкая, К. А. Рогова, Т. И. Попова и др. —В 15 т. — Т. 11. — СПб.: МАПРЯЛ, 2015. с.168-172.

9. Фонетическое оформление речи на родном языке русских эмигрантов IV-V волны эмиграции СПб, Филологический факультет СПбГУ. Русский язык как иностранный и методика его преподавания.Вып.26. Материалы секций XLIII Международной филологической конференции 11-16 марта 2014 г. Санкт-Петербург// Редкол.Е.И. Зиновьева, Н.А. Любимова (отв. Ред.) Л.В. Московкин и др, 11-16 марта 2014, СПб., 2015. С. 27-33.

10. Фонетические особенности устной речи русскоязычных билингвов в Германии. Русское культурное пространство. Сборник материалов XVI Международной научно-практической конференции. Выпуск 4 в 2 –ух томах,Т.2.23 апреля 2015 г. М., МГУ, 2015 г., с. 219-224.

11. Особенности консонантизма речи русскоязычных детей-билингвов Германии Языковое и литературное образование в современном обществе-2016: сб. научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием(16-17 ноября 2016г.) - СПб.: Из-во ВВМ, 2016 - С. 267-275.

12. Типичные  нарушения согласных в речи русско-немецких детей-билингвов в Германии. Проблемы онтолингвистики-2017. Освоение и функционирование языка в ситуации многоязычия: материалы ежегодной международной научной конференции 26-28 июня 2017 СПб., РГПУ им А.И.Герцена, кафедра языкового и литературного образования ребенка. Лаборатория детской речи: редкол Т.А.Круглякова, М.А. Еливанова,Т.А. Ушакова-Иваново: Листос, 2017 С.73-78.

13. Реализация глухих и звонких смычных взрывных согласных в русской речи детей-билингвов в Германии // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018 №6 (84) Ч.1.С 104-111.

14. Современные особенности акцентологической нормы произношения англицизмов в речи молодежи // Изучение и преподавание русской словесности в эпоху языковой глобализации: матер. докл. и сообщ. XXIII международ. науч.-метод. конф. - СПб.: ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2018 с. 48-53.

15. Глухость-звонкость смычных взрывных согласных в русской речи взрослых-билингвов в Германии // Филологические науки: научные доклады высшей школы // под ред Ю.Е. Прохорова №1 М., 2020, с. 25-30, 140 с.

16. О целесообразности создания дополнительных образовательных программ по русскому языку как иностранному на английском языке/ / Актуальные проблемы преподавания филологических дисциплин: матер. докл. и сообщ. XXV международной науч-метод. конф.- СПб.: ФГБОУВО «СПбГУПТД» 2020 с 391-394 - 526 с.

 

Книги, статьи (глава в коллективной монографии):

1. Фонетический аспект общения на неродном языке / Науч. ред. Н.А. Любимова.- СПб.: СПбГУ, 2006. - 294с ./ 21 с. (глава в коллективной монографии в соавторстве с  Дьяченко О.В., Ивановой М.А., Любимовой Н.А., Рябовой О.В., Степановой Е.А. и др.) 

 

Учебники, учебные пособия (в соавторстве):

1. Восток – Запад: учебные материалы для иностранцев, обучающихся по специальности  «русский язык» (элементарный уровень ЭУ)  / под ред. доц. Е.Е. Юркова. -СПб.: Филол. ф-т  СПбГУ, Ч.II., 2003. – 156 с. / 35 с. ( в соавторстве с Румянцевой М.В., Афанасьевой Н.В., Блиновой Е.А., Бойцовой М.И., Кириченко О.К. и др).

2. Русское слово: учебный комплекс для иностранцев, обучающихся по специальности «русский язык».Элементарный уровень. Книга для студента: учебное пособие / Под ред. Е.Е. Юркова, Л.В. Московкина.-М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 184 с. / 15 с.  – 184 / 15 с. (в соавторстве с  Афанасьевой Н.В., Бойцовым И.А., Бойцовой М.И., Кириченко О.К.,  Кириченко С.В. и др.)

3. Успех, учебный комплекс по русскому языку для иностранных учащихся. Элементарный уровень. Книга для студента. (учебный комплекс) / Под ред. Е.Е. Юркова, Л.В.Московкина, И.А.Бойцова. - СПб., Издательский дом  «МИРС». СПбГУ,  2011. - 212 с. / 26 с. (в соавторстве с Юрковым Е.Е., Московкиным Л.В., Бойцовым И.А., Афанасьевой Н.А., Бойцовой М.И. и др.)

4. Лыпкань Т. В. Аудирование : учеб. пособие по аудированию : учеб. пособие по русскому языку для иностранных студентов-филологов 1-го курса бакалавриата (В1-В2). — М.: ФЛИНТА, 2022. — 80 с.

 

 

 

 

НОВОСТИ

 

15.04.2024

22 апреля 2024 г. (понедельник), в 16.30, состоится заседание кафедры в Teams

 

04.04.2024

Выпускник кафедры аспирант Ван Сяо — о своем опыте обучения в СПбГУ длиною в десять лет. За это время он стал отличником, полюбил науку и сдал экзамен по русскому языку как иностранному на максимально возможный уровень С2. Подробнее...

 

26.03.2024

3 апреля 2024 г. в 17.00, в ауд. 25, (Филологический факультет, Университетская наб., д.11) состоится открытое торжественное заседание кафедры РКИ и методики его преподавания, посвященное профессору Нине Александровне Любимовой.

 

14.03.2024

Аспирантка Лоу Шифань: впечатления о Всемирном фестивале молодёжи (ВФМ–2024) в Сочи

 

07.03.2024

Студентка 2 курса бакалавриата Ли Хань стала победителем Международной онлайн-Олимпиады по русскому языку как иностранному «Поколение от Я до Альфа». Поздравляем!!!