Леонид Викторович Московкин

 

 

Должность: профессор 

Ученая степень, ученое  звание: доктор педагогических наук, профессор 

 

Московкин Леонид Викторович (род. 21.07.1956, г. Ярославль), доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания Санкт-Петербургского государственного университета, почетный работник сферы образования Российской Федерации.

 

1. Базовое образование

В 1978 году окончил филологический факультет Ленинградского государственного университета им. А. А. Жданова по специальности «романо-германские языки и литература (испанский)». Владеет русским, испанским и португальским языками.

 

2. Педагогическая деятельность

Работал преподавателем русского языка как иностранного в вузах Ленинграда – Санкт-Петербурга: Академии гражданской авиации (1980-1985), Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта (1985-1986), Высшем политическом училище МВД СССР (1986-1991), Ленинградском институте водного транспорта (1991-1996), Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена (1996-2003). Преподавал русский язык в Университете Миннесоты (США, 2000, 2002). С 2003 г. работает в Санкт-Петербургском государственном университете.

 

Читает лекционные и семинарские курсы:

- по программе бакалавриата – «Методика обучения русскому языку как иностранному»;

- по программе аспирантуры – «История педагогики», «Методология научно-педагогического исследования», «Психологические основы обучения иностранным языкам», «Теория и методика обучения и воспитания (русский язык как иностранный)», «Теория методов обучения иностранным языкам».

 

Руководит написанием магистерских и кандидатских диссертаций.

Ежегодно участвует в семинарах по повышению квалификации преподавателей русского языка как иностранного в разных странах ближнего и дальнего зарубежья. В 2004 – 2017 гг. в рамках семинаров повышения квалификации читал лекции по методике преподавания русского языка как иностранного и проводил мастер-классы в Австрии, Армении, Бангладеш, Бельгии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Вьетнаме, Германии, Индонезии, Испании, Италии, Казахстане, Кипре, Китае, Латвии, Марокко, Молдавии, Польше, Сербии, США, Судане, Турции, Украине, Финляндии, Франции, Черногории, Эстонии, Японии. С 2009 г. постоянный лектор Международной квалификационной летней школы «Современные педагогические технологии в преподавании русского языка как иностранного» в Варне (Болгария).

 

2. Научная деятельность

Сфера научных интересов: методика обучения русскому языку как иностранному (теоретические вопросы, история методики, методология научных исследований), методика обучения иностранным языкам (общие вопросы), педагогика (теоретические и методологические вопросы, история педагогики).

В 1989 году защитил кандидатскую, а в 1999 году докторскую диссертацию по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (русский язык как иностранный). В 1994 г. получил ученое звание доцента, в 2007 г. – ученое звание профессора.

Член диссертационного совета Д 212.199.36 по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальности 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языка, русский язык как иностранный) на базе РГПУ им. А.И. Герцена.

 

Участие в научно-исследовательских проектах:

1. «Традиции и новации в методике обучения иностранным языкам». РГНФ, 2004-2005, № 04-06-00406а (руководитель).

2. «Традиции и новации в методике обучения иностранным языкам». РГНФ, 2007, № 07-06-16051д (руководитель).

3. «Интеграция вузовской и академической русистики как основа совершенствования изучения и пропаганды русского языка и культуры речи». Ведомственная научная программа Рособразования Минобрнауки РФ «Развитие научного потенциала высшей школы» на 2005 г. (исполнитель).

4. «Исследование языковой компетенции и «языкового самоощущения» различных слоев российского общества». Ведомственная научная программа Рособразования Минобрнауки РФ «Развитие научного потенциала высшей школы» на 2006 -2008 гг., № 5037 (исполнитель)

5. «Современная русская речь: проблемы нормы и динамика языковых изменений». Ведомственная научная программа Рособразования Минобрнауки РФ «Развитие научного потенциала высшей школы» на 2009 -2010 г., № 2.1.3/1590 (исполнитель).

6. «Разработка и реализация программ повышения квалификации специалистов и преподавателей по вопросам функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации». 2011 – 2012 гг. № 31.19.1795.2011. Федеральная целевая программа «Русский язык. 2011 – 2015 гг.» (исполнитель).

7. «Русский язык как государственный». 2012 – 2013 гг. № 31.22.1985.2012. Федеральная целевая программа «Русский язык. 2011 – 2015 гг.» (исполнитель).

8. «Преподавание русского языка полякам. Исторический аспект». 2014 г., № 31.57.645.2014. Проект из средств СПбГУ (руководитель).

9. «Разработка электронных образовательных ресурсов для сопровождения изучения русского языка как государственного различными группами обучающихся с последующим размещением в действующей системе электронной поддержки изучения русского языка и дистанционного образования на русском». Федеральная целевая программа «Русский язык. 2016 – 2020 гг.». № 31.32.1436.2016 (исполнитель).

10. «Организация и проведение мониторинга состояния и развития языков народов России, включая состояние изучения русского языка (как родного, как неродного, как иностранного) в образовательных организациях Российской Федерации)». Федеральная целевая программа «Русский язык. 2016 – 2020 гг.». № 31.32.1516.2016 (исполнитель).

11. «Преподавание русского языка полякам (XIX век). Реконструкция принципов и приемов обучения», № 31.57.133.2016. Проект из средств СПбГУ (руководитель).

12. «Комплексный анализ первых учебников русского языка, изданных в Финляндии». № 31.57.1249.2017. Проект из средств СПбГУ (руководитель).

 

Подготовил 11 кандидатов наук.

Автор более 300 научных работ. Индекс Хирша – 7. Имеет 9 научных статей в журналах, индексированных в Web of Science.

 

Монографии:

1. Методика обучения русскому языку как иностранному / Под ред. И.П. Лысаковой. 2-е изд. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1997 (2-е изд. 2000). (в соавторстве)

2. Теоретические основы выбора оптимального метода обучения (русский язык как иностранный, начальный этап). СПб.: СМИО Пресс, 1999.

3. Русский язык как иностранный. Методика обучения русскому языку / Под ред. И.П. Лысаковой. М.: Гуманитар. центр ВЛАДОС, 2004. (в соавторстве)

4. Методика обучения русскому языку как иностранному на этапе предвузовской подготовки. СПб.: Златоуст, 2006 (в соавторстве с Т.И. Капитоновой).

5. Методы и технологии обучения русскому языку как иностранному. – М.: Русский язык. Курсы, 2008 (в соавторстве с Т.И. Капитоновой и А.Н. Щукиным; 2-е изд. в 2009; 3-е изд. в 2014).

6. Традиции и новации в методике обучения иностранным языкам: Монография. СПб., Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2008 (в соавторстве).

7. История методики обучения русскому язычку как иностранному. М.: Русский язык. Курсы, 2013 (в соавторстве с А.Н. Щукиным).

8. Инновации в обучении русскому языку как иностранному. Варна: ВСУ «Черноризец Храбр», 2013 (в соавторстве с Г.Н. Шамониной).

9. Методика обучения русскому языку как иностранному / Под ред. И.П. Лысаковой. М.: Русский язык. Курсы, 2016. (в соавторстве).

10. Продуктивные инновационные технологии в обучении русскому языку как иностранному. СПб.: Русский язык. Курсы, 2017 (в соавторстве с Г.Н. Шамониной)

 

Учебники и учебные пособия:

1. Методологические аспекты лингводидактики и методики обучения языку. СПб., Корифей, 2002.

2. Русское слово: Учебный комплекс по русскому языку для иностранцев. Элементарный уровень. Книга для студента. М.: Изд. центр «Академия», 2006. (в соавторстве).

3. Хрестоматия по методике преподавания русского языка как иностранного. М.: Русский язык. Курсы. 2010 (2-е изд. в 2012 г). (в соавторстве с А.Н. Щукиным).

4. Успех. Учебник русского языка для иностранных студентов. Элементарный уровень. Книга для студента. СПб.: Издательский дом «МИРС», 2011. (в соавторстве).

5. Успех. Учебник русского языка для иностранных студентов. Элементарный уровень. Книга для преподавателя. СПб.: Издательский дом «МИРС», 2011. (в соавторстве с И.А. Бойцовым и Е.Е. Юрковым).

6. Русская грамматика для говорящих на испанском языке (элементарный уровень). СПб: Златоуст, 2014 (в соавторстве с Т.И. Капитоновой).

7. Русский язык. Методические рекомендации для учителя по обучению русскому языку как неродному учащихся 5-6 классов. СПб: Изд-во «ФРЕГАТ», 2014. (в соавторстве с М.Б. Багге, Т.Е. Нестеровой).

8. Русский язык. Для иностранных студентов подготовительных факультетов. 10-е изд. СПб., СМИО Пресс, 2018. (в соавторстве с Л.В. Сильвиной).