Леонид Викторович Московкин

 

 

Должность: профессор 

Ученая степень, ученое  звание: доктор педагогических наук, профессор 

 

Московкин Леонид Викторович (род. 21.07.1956, г. Ярославль), доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания Санкт-Петербургского государственного университета, почетный работник сферы образования Российской Федерации.

 

1. Базовое образование

В 1978 году окончил филологический факультет Ленинградского государственного университета им. А. А. Жданова по специальности «романо-германские языки и литература (испанский)». Владеет русским, испанским и португальским языками.

 

2. Педагогическая деятельность

Работал преподавателем русского языка как иностранного в вузах Ленинграда – Санкт-Петербурга: Академии гражданской авиации (1980-1985), Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта (1985-1986), Высшем политическом училище МВД СССР (1986-1991), Ленинградском институте водного транспорта (1991-1996), Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена (1996-2003). Преподавал русский язык в Университете Миннесоты (США, 2000, 2002).
С 2003 г. работает в Санкт-Петербургском государственном университете.

 

Читает лекционные и семинарские курсы:

- по программе бакалавриата – «Методика преподавания русского языка как иностранного», «Введение в специальность»;

- по программе аспирантуры – «История педагогики», «Теория и методика обучения и воспитания (русский язык как иностранный).

 

Руководит написанием магистерских и кандидатских диссертаций. Имеет 20 защищенных аспирантов.

 

Ежегодно участвует в семинарах по повышению квалификации преподавателей русского языка как иностранного в разных странах ближнего и дальнего зарубежья. В 2004 – 2017 гг. в рамках семинаров повышения квалификации читал лекции по методике преподавания русского языка как иностранного и проводил мастер-классы в Австрии, Армении, Бангладеш, Бельгии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Вьетнаме, Германии, Индонезии, Испании, Италии, Казахстане, Кипре, Китае, на Кубе, в Латвии, Марокко, Молдавии, Польше, Румынии, Сербии, Словакии, США, Судане, Турции, Украине, Финляндии, Франции, Черногории, Эстонии, Южной Кореи, Японии. В 2009 – 2019 гг. лектор Международной квалификационной летней школы «Современные педагогические технологии в преподавании русского языка как иностранного» в Варне (Болгария).

 

3. Научная деятельность

Сфера научных интересов: методика обучения русскому языку как иностранному (теоретические вопросы, история методики, методология научных исследований), методика обучения иностранным языкам (общие вопросы), педагогика (теоретические и методологические вопросы, история педагогики), история русского языкознания.

 

В 1989 году защитил кандидатскую, а в 1999 году докторскую диссертацию по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (русский язык как иностранный). В 1994 г. получил ученое звание доцента, в 2007 г. – ученое звание профессора.

 

Член диссертационных советов по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальности 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языка, русский язык как иностранный) на базе РГПУ им. А.И. Герцена и СПБГПУ им. Петра Великого.

 

Член консультативного совета журнала “Cuadernos de rusistica espanola” (Web of Science).
Член редакционной коллегии «Профессорского журнала. Серия «Русский язык и литература: изучение и преподавание» и журнала «Тестология».

 

Участие в научно-исследовательских проектах:

1. «Традиции и новации в методике обучения иностранным языкам». РГНФ, 2004-2005, № 04-06-00406а (руководитель).

2. «Традиции и новации в методике обучения иностранным языкам». РГНФ, 2007, № 07-06-16051д (руководитель).

3. «Интеграция вузовской и академической русистики как основа совершенствования изучения и пропаганды русского языка и культуры речи». Ведомственная научная программа Рособразования Минобрнауки РФ «Развитие научного потенциала высшей школы» на 2005 г. (исполнитель).

4. «Исследование языковой компетенции и «языкового самоощущения» различных слоев российского общества». Ведомственная научная программа Рособразования Минобрнауки РФ «Развитие научного потенциала высшей школы» на 2006 -2008 гг., № 5037 (исполнитель)

5. «Современная русская речь: проблемы нормы и динамика языковых изменений». Ведомственная научная программа Рособразования Минобрнауки РФ «Развитие научного потенциала высшей школы» на 2009 -2010 г., № 2.1.3/1590 (исполнитель).

6. «Разработка и реализация программ повышения квалификации специалистов и преподавателей по вопросам функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации». 2011 – 2012 гг. № 31.19.1795.2011. Федеральная целевая программа «Русский язык. 2011 – 2015 гг.» (исполнитель).

7. «Русский язык как государственный». 2012 – 2013 гг. № 31.22.1985.2012. Федеральная целевая программа «Русский язык. 2011 – 2015 гг.» (исполнитель).

8. «Преподавание русского языка полякам. Исторический аспект». 2014 г., № 31.57.645.2014. Проект из средств СПбГУ (руководитель).

9. «Разработка электронных образовательных ресурсов для сопровождения изучения русского языка как государственного различными группами обучающихся с последующим размещением в действующей системе электронной поддержки изучения русского языка и дистанционного образования на русском». Федеральная целевая программа «Русский язык. 2016 – 2020 гг.». № 31.32.1436.2016 (исполнитель).

10. «Организация и проведение мониторинга состояния и развития языков народов России, включая состояние изучения русского языка (как родного, как неродного, как иностранного) в образовательных организациях Российской Федерации)». Федеральная целевая программа «Русский язык. 2016 – 2020 гг.». № 31.32.1516.2016 (исполнитель).

11. «Преподавание русского языка полякам (XIX век). Реконструкция принципов и приемов обучения», № 31.57.133.2016. Проект из средств СПбГУ (руководитель).

12. «Комплексный анализ первых учебников русского языка, изданных в Финляндии». № 31.57.1249.2017. Проект из средств СПбГУ (руководитель).

13. «Русские пословицы в учебниках русского языка как иностранного XVIII века: лингвистический и лингводидактический анализ». 2018. Проект из средств СПбГУ (руководитель).

14. «Социокультурный анализ учебников русского языка как иностранного». 2019 г. Проект из средств СПбГУ (руководитель).

15. «Русский язык в Германии: межпоколенческие изменения». 2021-2023. Проект РНФ № 21-48-04401 (руководитель).

 

Автор более 400 научных работ. Индекс Хирша (РИНЦ) – 14.

 

Монографии:

1. Теоретические основы выбора оптимального метода обучения (русский язык как иностранный, начальный этап). СПб.: СМИО Пресс, 1999.

2. Методика обучения русскому языку как иностранному на этапе предвузовской подготовки. СПб.: Златоуст, 2006 (в соавторстве с Т. И. Капитоновой).

3. Методы и технологии обучения русскому языку как иностранному. М.: Русский язык. Курсы, 2008 (в соавторстве с Т. И. Капитоновой и А. Н. Щукиным; 2-е изд. в 2009; 3-е изд. в 2014).

4. Традиции и новации в методике обучения иностранным языкам: Монография. СПб., Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2008 (в соавторстве).

5. История методики обучения русскому языку как иностранному. М.: Русский язык. Курсы, 2013 (в соавторстве с А. Н. Щукиным).

6. Инновации в обучении русскому языку как иностранному. Варна: ВСУ «Черноризец Храбр», 2013 (в соавторстве с Г. Н. Шамониной).

7. Продуктивные инновационные технологии в обучении русскому языку как иностранному. М.: Русский язык. Курсы, 2017 (в соавторстве с Г. Н. Шамониной)

8. Языковое образование в Академическом университете и гимназии в XVIII в.  СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2019.

9. Аксиология иноязычного образования / под ред. А.К. Крупченко, С.В. Чернышова. М.: Изд-во МПГУ, 2020 (в соавторстве).

10. Дидактические основы теории методов обучения неродному языку. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2021.

11. Альтернативные пути формирования русского литературного языка в конце XVII – первой трети XVIII века: Вклад иностранных ученых и переводчиков / Отв. ред. С. Менгель. М.: Издательский Дом ЯСК, 2021 (в соавторстве).

12. Первый в России печатный учебник русского языка как иностранного: исследование и текст. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2019 (в соавторстве с С. В. Власовым).

13. Лингводидактический биографический словарь: около 500 научных биографий специалистов в области изучения и преподавания языков и смежных дисциплин. М.: Русский язык. Курсы, 2022 (в соавторстве с А. Н. Щукиным и В. Д. Янченко).

 

Основные учебники и учебные пособия:

1. Мы изучаем русский: для говорящих на дари. Элементарный уровень (А1). СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2022. (в соавторстве).

2. Русский язык. Для иностранных студентов подготовительных факультетов. 13-е изд. СПб.: СМИО Пресс, 2022 (в соавторстве с Л. В. Сильвиной)).

3. Хрестоматия по методике преподавания русского языка как иностранного. 6-е изд. М.: Русский язык. Курсы. 2022 (в соавторстве с А. Н. Щукиным).

4. Методика обучения русскому языку как иностранному / под ред. И. П. Лысаковой. 4-е изд. М.: Русский язык. Курсы, 2023 (в соавторстве).

5. Русское слово: Учебный комплекс по русскому языку для иностранцев. Элементарный уровень. Книга для студента. Под ред. Е. Е. Юркова и Л. В. Московкина. М.: Изд. центр «Академия», 2006 (в соавторстве).

6. Успех: Учебник русского языка для иностранных студентов. Элементарный уровень. Под ред. Е. Е. Юркова и Л. В. Московкина. СПб.: Издательский дом «МИРС», 2011 (в соавторстве).

7. Петербург – открытый город: Справочник для мигрантов. СПб., Правовой центр защиты прав потребителей «Справедливость», 2010 (в соавторстве).

8. Русская грамматика для говорящих на испанском языке (элементарный уровень). СПб: Златоуст, 2014 (в соавторстве с Т. И. Капитоновой).

9. Русский язык. Книга для изучения русского языка как неродного для учащихся 5-6 классов. СПб: Изд-во «ФРЕГАТ», 2014 (в соавторстве).

 

 

 

 

НОВОСТИ

 

26.03.2024

3 апреля 2024 г. в 17.00, в ауд. 25, (Филологический факультет, Университетская наб., д.11) состоится открытое торжественное заседание кафедры РКИ и методики его преподавания, посвященное профессору Нине Александровне Любимовой.

 

14.03.2024

Аспирантка Лоу Шифань: впечатления о Всемирном фестивале молодёжи (ВФМ–2024) в Сочи

 

07.03.2024

Студентка 2 курса бакалавриата Ли Хань стала победителем Международной онлайн-Олимпиады по русскому языку как иностранному «Поколение от Я до Альфа». Поздравляем!!!