Елена Владимировна Соколова
Должность: старший преподаватель
Ученая степень: кандидат филологических наук
Сфера научных интересов: лингвистика текста; история русской литературы, литературоведение; активные процессы в современном русском языке; методика преподавания РКИ
Образование:
1996 — 1999 – аспирантура СПбГУ, филологический факультет, кафедра русского языка как иностранного и методики его преподавания
1991 — 1996 – СПбГУ, филологический факультет. Специальность «Русский язык и литература», квалификации: филолог-русист со знанием немецкого языка; преподаватель русского языка и литературы; преподаватель русского языка как иностранного
Дополнительное образование:
2021 – ЦЯТ СПбГУ: подтверждение тестологической компетенции на уровень «Лингводидактическое тестирование: экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ, государственное тестирование по русскому языку как иностранному элементарного (ТЭУ/А1), базового (ТБУ/А2), первого (ТРКИ-I/В1), второго (ТРКИ-II/В2) и третьего (ТРКИ-III/С1) уровней (сертификат о прохождении экзамена определение уровня сформированности тестологической комтепенции)
2007 – СПбГУ: программа «Лингводидактическое тестирование» (удостоверение, подтверждающее право на участие в проведении тестирования по ТЭУ, ТБУ, ТРКИ-I и на оценивание результатов по ТРКИ-II, на участие в проведении государственного тестирования для приема в гражданство РФ)
2000 – МГУ: программа «Основы теории и практики конструирования педагогических тестов» (свидетельство о прохождении программы)
Научная и педагогическая деятельность:
Февраль 2018 по настоящее время – старший преподаватель кафедры РКИ и методики его преподавания СПбГУ.
Сентябрь 2016 - февраль 2018 – индивидуальный предприниматель, основной вид деятельности – 85.41 (образование дополнительное детей и взрослых), дополнительные виды деятельности – 74.90 (деятельность профессиональная, научная, … не включенная в другие группировки), 72.20 (научные исследования и разработки в области общественных и гуманитарных наук).
Сентябрь 2013 - август 2016 – зам. директора по научной работе, учитель русского языка и литературы, зав. библиотекой в ГБОУ средней школе №365 Фрунзенского района СПб.
Октябрь 2008 – сентябрь 2013 – ООО «ГоЦИСС» (Государственный центр испытаний, стандартизации и сертификации), начальник отдела по внешним связям, эксперт.
Март 1999 – октябрь 2008 – Академия Русского балета им. А.Я.Вагановой, старший преподаватель кафедры общенаучных дисциплин (преподавание русского языка как иностранного, русского языка и культуры речи), заведующий секции РКИ, секретарь кафедры, ответственный за взаимодействие с РОПРЯЛ, МАПРЯЛ и международным фондом "Русский мир".
Членство в общественных и профессиональных советах и организациях: член редакционной коллегии научно-методического журнала «Мир русского слова»
Читает лекции и ведет семинары по дисциплинам: «Русский язык как иностранный»
Ведет занятия по русскому языку со студентами бакалавриата.
Руководит курсовыми работами / выпускными квалификационными работами бакалавров / магистрантов / педагогической практикой обучающихся.
Имеет 29 опубликованных научных и научно-методических работ.
Основные публикации:
1. Современная библиотечная среда как средство обучения в аспекте преподавания РКИ // Методика преподавания иностранных языков и РКИ: сборник научных трудов VIII международной научно-методической онлайн-конференции, посвященной Году педагога и наставника в России и Году русского языка в странах СНГ. Курск. 2023. С. 234-239.
2. К вопросу о специфике обучения русскому языку как иностранному южноафриканских учащихся на начальном этапе // Проблемы теории и методики профессионального лингвистического образования: материалы IV международной научно-практической конференции. Казань. 2022. С. 369-374.
3. Колумнистика М. Кучерской: лингвостилистические и структурные особенности // Мир русского слова. 2021. №2. С. 35-46.
4. Видеоролик как средство повышения мотивации обучающихся в условиях цифровизации учебного процесса // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. Выпуск 7: Материалы VII Конгресса РОПРЯЛ. С. 1493-1498. (в соавторстве с Е.И. Добренко)
5. Очень короткая проза как инструмент развития навыков устной и письменной речи // Русский язык как иностранный и методика его преподавания. 2020. №31. С. 93-102.
6. Л. Горалик. Текст будущего (структурные и жанроречевые особенности) // Филология и человек. 2020. №2. С. 44-58.
7. Причастие, деепричастие, глагол в сознании школьника XXI века: что происходит и о чем это говорит // Русский язык за рубежом. 2019. №2(273). С. 19-22.
8. Информационная структура художественного текста малых прозаических форм. особенности строения. Методический потенциал. // Мир русского слова. 2019. №1. С. 57-63.
9. Проблемы обучения билингвов в России // Русистика и современность. СПб. 2018.Том 1. Часть 2. С.294-301.
10. Особенности национально-ориентированной модели обучения японских студентов русскому языку // Методика преподавания иностранных языков и РКИ: традиции и инновации. Сборник материалов III Международной научно-методической онлайн-конференции. 2018. С.56-63.
11. К вопросу о методических основах преподавания русского языка как родного, неродного и иностранного // Лингвокультурология. 2018. №12. С.78-84.
12. Влияние информационных технологий на содержание и методы обучения РКИ // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. 2018. № 6. С.1450-1455.
13. Столкновение разных культурных традиций на уроке русского языка как иностранного в Академии русского балета им. А. Я. Вагановой // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. 2007. №2 (18). С.271-276.
14. Предмет «Культура речи» в современной лингвокультурной ситуации // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. 2006. № 2 (16). С.199-211.
15. Сопоставительный анализ речевых партий персонажей романа М. Булгакова «Белая гвардия» и пьесы «Дни Турбиных»: дис. … канд. филолог наук / СПбГУ. СПб., 1999. 226 с. (под девичьей фамилией – Михалевич Е.В.)