Алан Солтанович Цховребов

 

 

Должность:  доцент

Ученая степень: кандидат педагогических наук

 

Сфера научных интересов: функциональный синтаксис, методика преподавания сложного предложения в иностранной аудитории.

 

1. Базовое образование: Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова, факультет «Осетинской филологии», специальность «Преподаватель русского языка и литературы, осетинского языка и литературы», диплом с отличием.

 

2. Дополнительное образование:

1. Повышение квалификации по дополнительной профессиональной образовательной программе «Внеурочная деятельность: содержание и технологии реализации», Центр дополнительного профессионального образования. СПб.

2. Повышение квалификации «Русский язык как иностранный» 102 ч. РГПУ им. Герцена.

3. Повышение квалификации «Методика организации и проведения сертификационных экзаменов системы ТРКИ (уровни А1-С2), интеграционного тестирования мигрантов (уровни ИР-ВЖ) и тестирования для приема в гражданство РФ (уровень ТБУ)», 48 ч. РГПУ им. Герцена.

 

3. Педагогическая деятельность:

- преподаватель отдельной дисциплины «Русский язык и литература» в Санкт-Петербургском суворовском военном училище;

- доцент кафедры 13 (русского языка) в Военном институте (инженерно-техническом) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала А. В. Хрулева.

 

Ведет практические и лекционные занятия по дисциплине «Русский язык как иностранный» со студентами бакалавриата и дополнительных образовательных программ (Первый сертификационный уровень).

 

Руководит курсовыми и дипломными работами, магистерскими диссертациями иностранных студентов.

 

Основные публикации:

1. Современные тенденции развития лингводидактической теории синтаксических ошибок в речи обучающихся // Вестник Марийского государственного университета. 2019. Т. 13. № 3 (35). С. 401-408.   

2. Функциональный синтаксис как лингводидактическая модель языка в практике преподавания русского языка как иностранного // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2019. С. 32.

3. Маршрутная карта опытно-экспериментального педагогического исследования // Педагогический журнал. 2019. Т. 9. № 6-1. С. 407-415.      

4. Психологические аспекты процесса развития памяти иностранцев при изучении русского синтаксиса // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2019. № 1 (46). С. 125-131.

5. Проблема лингводидактической теории синтаксической ошибки в речи обучающихся в отечественной педагогической практике // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 2. С. 53-60.

6. К проблеме психологической природы синтаксической ошибки в речи обучающихся. В сборнике: Русский язык и литература в школе и вузе.  Ваджибов М. Д. Научно-методический сборник (с международным участием) памяти Георгия Николаевича Сивриди. Под редакцией К. Э. Джамалова, Т. И. Магомедовой, М. Д. Ваджибова, С. Ю. Веровой. Махачкала, 2019. С. 85-87.

7. Функциональный синтаксис как лингводидактическая модель языка в практике преподавания русского языка как иностранного. В книге: Инновационное образовательное пространство: теория и практика обучения иностранным языкам и русскому языку как иностранному в высшей школе. Коллективная монография. Сер. "Научная психолого-педагогическая школа “ЧИР-среда”" Киров, 2019. С. 97-118.

8. Методическая платформа формирования и развития коммуникативных навыков иностранцев в процессе работы над русским синтаксисом // Актуальные вопросы современного языкознания и тенденции преподавания иностранных языков в неязыковом вузе: теория и практика. Сборник статей и тезисов выступлений межвузовского научно-методического семинара преподавателей иностранных языков. 2019. С. 264-268.

9. Коммуникативный подход в обучении русскому синтаксису в педагогической практике // Новое в лингвистике и методике преподавания иностранных и русского языков. Сборник материалов XIX Всероссийской научно-практической конференции. Под общей редакцией Е. А. Мошиной. 2019. С. 157-164.    

10. Функционально-коммуникативный синтаксис как предмет анализа в современной лингвометодике // Успехи гуманитарных наук. 2020. № 2. С. 215-221. 

11. Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры с причинными отношениями в практике преподавания русского языка как иностранного // Военный инженер. 2020. № 3 (17). С. 44-51. 

12. Сложносочиненные предложения закрытой структуры с сопоставительными отношениями в практике преподавания русского языка как иностранного // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-4. С. 260-263.

13. Сложное предложение как функционально-коммуникативная лингводидактическая модель изучаемого языка // Глобальный научный потенциал. 2020. № 5 (110). С. 120-123.        

14. Проблема отбора и организации грамматического материала для обучения иностранцев русскому сложному предложению // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2020. № 2 (107). С. 226-234.

15. Синтаксическая ошибка в практике преподавания русского языка как иностранного // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2020. № 1 (50). С. 235-244.   

16. Сложноподчиненные предложения с присубстантивно-определительной придаточной частью в аспекте русского языка как иностранного (РКИ) // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2020. Т. 14. № 1. С. 112-118. 

17. Сложносочиненные предложения открытой структуры с соединительными отношениями в практике преподавания РКИ // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 5 (84). С. 236-238.

18. Технология поэтапного формирования синтаксических компетенций в практике преподавания русского языка как иностранного // Военное образование в ХХI веке: проблемы преподавания русского языка и дисциплин специальности в иностранной аудитории. Межвузовская научно-практическая конференция, к 120-летию Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулёва. Военная академия материально-технического обеспечения, 2020. С. 461-469.        

19. К вопросу о структурно-семантической организации сложноподчиненного предложения в аспекте преподавания РКИ // Приоритетные направления повышения качества подготовки специалиста технического обеспечения. Материалы VIII Межвузовской научно-методической конференции. 2020. С. 212-219. 

20. К вопросу о презентации в практике преподавания русского языка как иностранного сложноподчиненных предложений со значением обусловленности // Русский язык в военном вузе. 2021. № 2. С. 37-42.

21. Речевые нарушения иностранцев в объектно-изъяснительных сложных структурах // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2021. № 3 (48). С. 100-105.    

22. Сложноподчиненные предложения с временными отношениями в практике преподавания русского языка как иностранного // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2021. № 2 (47). С. 143-147.

23. Использование сложноподчиненных предложений с придаточными цели в учебной литературе по русскому языку как иностранному // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2021. № 2 (55). С. 113-121.

24. Сложноподчиненные предложения с присубстантивно-определительной придаточной частью в зеркале корпуса ошибок иностранных обучающихся // Актуальные проблемы лингвистики, лингводидактики и переводоведения. Материалы Международной научно-практической конференции. Омск, 2021. С. 88-93.

25. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью места, меры и степени в курсе рки // государственный язык российской федерации и языки народов дагестана: теория, практика, перспективы обучения. Материалы Республиканской научно-практической конференции, посвященной Международному дню родного языка. Махачкала, 2021. С. 50-53.   

26. Сложносочиненные предложения закрытой структуры с противительными отношениями в курсе рки // русский язык в полиэтническом образовательном пространстве военного вуза. материалы III Межвузовской научно-методической конференции. Санкт-Петербург, 2021. С. 327-332.

27. Следственные отношения в сложноподчиненном предложении в практике преподавания РКИ // Гуманитарные основы инженерного образования: методические аспекты в преподавании речеведческих дисциплин и проблемы речевого воспитания в вузе. сборник материалов VII Всероссийской научно-методической конференции. Санкт-Петербург Петергоф, 2021. С. 231-236.   

28. Технология работы над специальным научным текстом в практике преподавания русского языка как иностранного // Взаимодействие языков и культур при изучении русского языка: опыт и перспективы. материалы ежегодной Всероссийской научно-практической конференции. Махачкала, 2021. С. 130-141. 

29. К вопросу о грамматическом средстве связи в объектно-изъяснительных сложных структурах в практике преподавания РКИ // В сборнике: Новое и традиционное в практике обучения русскому языку как родному и иностранному в университетах нефилологического профиля. Сборник научных статей Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2022. С. 139-151.  

30. Сложноподчиненные предложения с союзом «что» в практике преподавания РКИ // В сборнике: Актуальные проблемы русского языка и методики его преподавания: традиции и инновации. сборник статей XIX Всероссийской научно-практической конференций молодых ученых с международным участием. Российский университет дружбы народов. Москва, 2022. С. 141-148.      

31. Ошибки иностранных студентов-нефилологов в сложных предложениях с целевой придаточной частью // В книге: Проблемы преподавания филологических дисциплин в высшей школе. Материалы докладов и сообщений XХVII международной научно-методической конференции. Санкт-Петербург, 2022. С. 314-319.

32. Ошибки иностранных студентов-нефилологов инженерно-технического профиля в сложных предложениях с причинной придаточной частью // В сборнике: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Материалы IV международной научно-практической конференции. Казань, 2022. С. 387-392.

33. К проблеме отбора сложных структур научного стиля речи // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2022. № 3 (60). С. 196-204. 

34. Коммуникативно незначимые ошибки в сложносочиненном предложении в письменной речи иностранных обучающихся // Военный инженер. 2022. № 1 (23). С. 115-120.

35. К вопросу об отборе и анализе сложных структур научного стиля речи в текстах учебников гуманитарного цикла // Педагогическое образование. 2022. Т. 3. № 12. С. 30-37.

 36. К вопросу о синтаксических нарушениях в практике преподавания РКИ // В сборнике: Язык. Личность. Культура. Сборник научных статей по итогам Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвященной 175-летию И.Я. Яковлева и 65-летию присвоения педагогическому университету имени И.Я. Яковлева. Отв. редакторы Т.В. Денисова, О.А. Димитриева. Чебоксары, 2023. С. 16-20.

37. Функционирование сложноподчиненных предложений со значением обусловленности в текстах учебников профессионального цикла // В сборнике: Гуманитарные основы инженерного образования: методические аспекты в преподавании речеведческих дисциплин и проблемы речевого воспитания в вузе. Сборник материалов IX Всероссийской научно-методической конференции. Ред. Т. В. Рябова, О. А. Кунникова. Санкт-Петербург Петергоф, 2023. С. 303-309.

38. Отбор сложноподчиненных предложений с присубстантивно-определительной придаточной частью научного стиля речи // В сборнике: Актуальные проблемы преподавания РКИ. Материалы Международной научно-практической и научно-методической конференции. Петрозаводск, 2023. С. 66-72.      

39. Объектно-изъяснительные конструкции в текстах учебников по профильным дисциплинам // В сборнике: Этнопедагогический ежегодник. сборник научных статей. Чебоксары, 2023. С. 168-171.

40. Сложное предложение в русской речи билингвов и монолингвов: анализ отклонений от нормы // Русистика. 2023. Т. 21. № 3. С. 293-305.

 

Учебные пособия

1. РУССКАЯ ШКАТУЛКА/ Проект Министерства образования и науки Российской Федерации «Масштабная информационно-пропагандистская поддержка и развитие русского языка в полиязычном и поликультурном пространстве Республики Дагестан». г. Махачкала, 2018. – 80 с.

2. Моделирование синтаксического строя русской связной речи курсантов-иностранцев инженерно-технического профиля // Министерство обороны Российской Федерации, Военный институт (инженерно-технический) Военной академии материально-технического обеспечения. Санкт-Петербург, 2020. - 176 с.         

Учебники (в соавторстве)

1. Русский язык в профессиональной сфере «Энергетика» (в 2 частях) / Под ред. Крисковец Т. Н.  Часть 2. – СПб, ВИ(ИТ) ВА МТО, 2020. - 275 с.

2. Русский язык в профессиональной сфере «Строительство». (в 2 ч.) /  Под ред. Волынская А. В. Часть 1 (Тема 8, раздел 1). - СПб, ВИ(ИТ)  ВА МТО, 2020. - 173 с.

3. Русский язык в профессиональной сфере «Строительство». (в 2 ч.) / Под ред. Волынская А. В. Часть 2 (раздел 6)0 - СПб, ВИ(ИТ)  ВА МТО, 2020. - 192 с.

 

 

 

 

 

 

НОВОСТИ

 

15.04.2024

22 апреля 2024 г. (понедельник), в 16.30, состоится заседание кафедры в Teams

 

04.04.2024

Выпускник кафедры аспирант Ван Сяо — о своем опыте обучения в СПбГУ длиною в десять лет. За это время он стал отличником, полюбил науку и сдал экзамен по русскому языку как иностранному на максимально возможный уровень С2. Подробнее...

 

26.03.2024

3 апреля 2024 г. в 17.00, в ауд. 25, (Филологический факультет, Университетская наб., д.11) состоится открытое торжественное заседание кафедры РКИ и методики его преподавания, посвященное профессору Нине Александровне Любимовой.

 

14.03.2024

Аспирантка Лоу Шифань: впечатления о Всемирном фестивале молодёжи (ВФМ–2024) в Сочи

 

07.03.2024

Студентка 2 курса бакалавриата Ли Хань стала победителем Международной онлайн-Олимпиады по русскому языку как иностранному «Поколение от Я до Альфа». Поздравляем!!!