Алан Солтанович Цховребов
Должность: старший преподаватель
Ученая степень: кандидат педагогических наук
Сфера научных интересов: функциональный синтаксис, методика преподавания сложного предложения в иностранной аудитории.
1. Базовое образование: Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова, факультет «Осетинской филологии», специальность «Преподаватель русского языка и литературы, осетинского языка и литературы», диплом с отличием.
2. Дополнительное образование:
1. Повышение квалификации по дополнительной профессиональной образовательной программе «Внеурочная деятельность: содержание и технологии реализации», Центр дополнительного профессионального образования. СПб.
2. Повышение квалификации «Русский язык как иностранный» 102 ч. РГПУ им. Герцена.
3. Повышение квалификации «Методика организации и проведения сертификационных экзаменов системы ТРКИ (уровни А1-С2), интеграционного тестирования мигрантов (уровни ИР-ВЖ) и тестирования для приема в гражданство РФ (уровень ТБУ)», 48 ч. РГПУ им. Герцена.
3. Педагогическая деятельность:
- преподаватель отдельной дисциплины «Русский язык и литература» в Санкт-Петербургском суворовском военном училище;
- доцент кафедры 13 (русского языка) в Военном институте (инженерно-техническом) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала А.В. Хрулева.
Ведет практические занятия по дисциплине «Русский язык как иностранный» со студентами бакалавриата и дополнительных образовательных программ на Первом сертификационном уровне.
Руководит курсовыми работами иностранных студентов.
Основные публикации:
1. Современные тенденции развития лингводидактической теории синтаксических ошибок в речи обучающихся // Вестник Марийского государственного университета. 2019. Т. 13. № 3 (35). С. 401-408.
2. Функциональный синтаксис как лингводидактическая модель языка в практике преподавания русского языка как иностранного // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2019. С. 32.
3. Маршрутная карта опытно-экспериментального педагогического исследования // Педагогический журнал. 2019. Т. 9. № 6-1. С. 407-415.
4. Психологические аспекты процесса развития памяти иностранцев при изучении русского синтаксиса // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2019. № 1 (46). С. 125-131.
5. Проблема лингводидактической теории синтаксической ошибки в речи обучающихся в отечественной педагогической практике // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 2. С. 53-60.
6. К проблеме психологической природы синтаксической ошибки в речи обучающихся. В сборнике: Русский язык и литература в школе и вузе. Ваджибов М.Д. Научно-методический сборник (с международным участием) памяти Георгия Николаевича Сивриди. Под редакцией К.Э. Джамалова, Т.И. Магомедовой, М.Д. Ваджибова, С.Ю. Веровой. Махачкала, 2019. С. 85-87.
7. Функциональный синтаксис как лингводидактическая модель языка в практике преподавания русского языка как иностранного. В книге: Инновационное образовательное пространство: теория и практика обучения иностранным языкам и русскому языку как иностранному в высшей школе. Коллективная монография. Сер. "Научная психолого-педагогическая школа “ЧИР-среда”" Киров, 2019. С. 97-118.
8. Методическая платформа формирования и развития коммуникативных навыков иностранцев в процессе работы над русским синтаксисом // Актуальные вопросы современного языкознания и тенденции преподавания иностранных языков в неязыковом вузе: теория и практика. Сборник статей и тезисов выступлений межвузовского научно-методического семинара преподавателей иностранных языков. 2019. С. 264-268.
9. Коммуникативный подход в обучении русскому синтаксису в педагогической практике // Новое в лингвистике и методике преподавания иностранных и русского языков. Сборник материалов XIX Всероссийской научно-практической конференции. Под общей редакцией Е.А. Мошиной. 2019. С. 157-164.
10. Функционально-коммуникативный синтаксис как предмет анализа в современной лингвометодике // Успехи гуманитарных наук. 2020. № 2. С. 215-221.
11. Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры с причинными отношениями в практике преподавания русского языка как иностранного // Военный инженер. 2020. № 3 (17). С. 44-51.
12. Сложносочиненные предложения закрытой структуры с сопоставительными отношениями в практике преподавания русского языка как иностранного // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-4. С. 260-263.
13. Сложное предложение как функционально-коммуникативная лингводидактическая модель изучаемого языка // Глобальный научный потенциал. 2020. № 5 (110). С. 120-123.
14. Проблема отбора и организации грамматического материала для обучения иностранцев русскому сложному предложению // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2020. № 2 (107). С. 226-234.
15. Синтаксическая ошибка в практике преподавания русского языка как иностранного // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2020. № 1 (50). С. 235-244.
16. Сложноподчиненные предложения с присубстантивно-определительной придаточной частью в аспекте русского языка как иностранного (РКИ) // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2020. Т. 14. № 1. С. 112-118.
17. Сложносочиненные предложения открытой структуры с соединительными отношениями в практике преподавания РКИ // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 5 (84). С. 236-238.
18. Технология поэтапного формирования синтаксических компетенций в практике преподавания русского языка как иностранного // Военное образование в ХХI веке: проблемы преподавания русского языка и дисциплин специальности в иностранной аудитории. Межвузовская научно-практическая конференция, к 120-летию Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва. Военная академия материально-технического обеспечения, 2020. С. 461-469.
19. К вопросу о структурно-семантической организации сложноподчиненного предложения в аспекте преподавания РКИ // Приоритетные направления повышения качества подготовки специалиста технического обеспечения. Материалы VIII Межвузовской научно-методической конференции. 2020. С. 212-219.
20. К вопросу о презентации в практике преподавания русского языка как иностранного сложноподчиненных предложений со значением обусловленности // Русский язык в военном вузе. 2021. № 2. С. 37-42.
21. Речевые нарушения иностранцев в объектно-изъяснительных сложных структурах // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2021. № 3 (48). С. 100-105.
22. Сложноподчиненные предложения с временными отношениями в практике преподавания русского языка как иностранного // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2021. № 2 (47). С. 143-147.
23. Использование сложноподчиненных предложений с придаточными цели в учебной литературе по русскому языку как иностранному // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2021. № 2 (55). С. 113-121.
24. Сложноподчиненные предложения с присубстантивно-определительной придаточной частью в зеркале корпуса ошибок иностранных обучающихся // Актуальные проблемы лингвистики, лингводидактики и переводоведения. Материалы Международной научно-практической конференции. Омск, 2021. С. 88-93.
25. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью места, меры и степени в курсе рки // государственный язык российской федерации и языки народов дагестана: теория, практика, перспективы обучения. Материалы Республиканской научно-практической конференции, посвященной Международному дню родного языка. Махачкала, 2021. С. 50-53.
26. Сложносочиненные предложения закрытой структуры с противительными отношениями в курсе рки // русский язык в полиэтническом образовательном пространстве военного вуза. материалы III Межвузовской научно-методической конференции. Санкт-Петербург, 2021. С. 327-332.
27. Следственные отношения в сложноподчиненном предложении в практике преподавания РКИ // Гуманитарные основы инженерного образования: методические аспекты в преподавании речеведческих дисциплин и проблемы речевого воспитания в вузе. сборник материалов VII Всероссийской научно-методической конференции. Санкт-Петербург Петергоф, 2021. С. 231-236.
28. Технология работы над специальным научным текстом в практике преподавания русского языка как иностранного // Взаимодействие языков и культур при изучении русского языка: опыт и перспективы. материалы ежегодной Всероссийской научно-практической конференции. Махачкала, 2021. С. 130-141.
Учебные пособия
1. РУССКАЯ ШКАТУЛКА/ Проект Министерства образования и науки Российской Федерации «Масштабная информационно-пропагандистская поддержка и развитие русского языка в полиязычном и поликультурном пространстве Республики Дагестан». г. Махачкала, 2018. – 80 с.
2. Моделирование синтаксического строя русской связной речи курсантов-иностранцев инженерно-технического профиля // Министерство обороны Российской Федерации, Военный институт (инженерно-технический) Военной академии материально-технического обеспечения. Санкт-Петербург, 2020. - 176 с.
Учебники (в соавторстве)
1. Русский язык в профессиональной сфере «Энергетика» (в 2 частях) / Под ред. Крисковец Т. Н. Часть 2. – СПб, ВИ(ИТ) ВА МТО, 2020. - 275 с.
2. Русский язык в профессиональной сфере «Строительство». (в 2 ч.) / Под ред. Волынская А.В. Часть 1 (Тема 8, раздел 1). - СПб, ВИ(ИТ) ВА МТО, 2020. - 173 с.
3. Русский язык в профессиональной сфере «Строительство». (в 2 ч.) / Под ред. Волынская А.В. Часть 2 (раздел 6)0 - СПб, ВИ(ИТ) ВА МТО, 2020. - 192 с.