Бакалавриат

Поступающим

Учебные дисциплины

Расписание

Магистратура

Поступающим

Учебные дисциплины

Расписание

Аспирантура

Поступающим

Расписание

Защиты

 

Дополнительные образовательные программы СПбГУ
по РКИ

 



Глазунова О.И., Малышев Г.Г. Электронный интерактивный учебник по русскому языку как иностранному "УСПЕХ + " А1. СПбГУ, 2016 .

 

АУДИОЛЕКЦИИ

 

 


Курс "Методология научного исследования и практической деятельности в РКИ"

 

Авторы: Вознесенская Ирина Михайловна , Колесова Дарья Владимировна , Попова Татьяна Игоревна , Рогова Кира Анатольевна , Хорохордина Ольга Витальевна

 

Цели и задачи курса: сформировать у студентов представления о методологии современного языкознания, выработать умения самостоятельного научного исследования в русле избранной темы магистерской диссертации. С этой целью научить студентов анализу научной литературы, сформировать умение применять различные методы и подходы к анализу языковых единиц разных уровней, закрепить навыки оформления научной работы.

 

АУДИОЛЕКЦИИ

 

1. Русский язык как иностранный: актуальные проблемы исследования

    • Лекция посвящена актуальным проблемам исследования русского языка как иностранного.

 

2. Исследования по русскому языку как иностранному в магистратуре РКИ: функционально-семантическое направление. Часть 1

    • В лекции представлена специфика функционально-семантического направления исследований русского языка в аспекте его описания в целях создания лингвистических основ обучения иностранцев русскому языку в рамках магистерской программы на кафедре русского языка как иностранного и методики его преподавания филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

      Специфика функционально-семантического направления исследований, занимающегося изучением семантики и функций языковых единиц разных уровней при их употреблении в речи в определённого типа высказываниях-предложениях, выявляется по сравнению с лингвокультурологическим направлением исследований, сосредоточенного на описании национально-специфического компонента семантики языковых единиц, и в сопоставлении с текстовым направлением исследований, нацеленным на изучение текстов как единиц языка и речи.

      В лекции рассматриваются понятия ассоциативно-вербальной сети, ассоциативного, функционально-семантического и семантико-синтаксического полей, а также коммуникативно-семантических групп языковых единиц как моделей представления результатов функционально-семантических исследований. Уделяется внимание и значимости для РКИ функционально-семантических исследований контрастивного характера.

 

3. Исследования по русскому языку как иностранному в магистратуре РКИ: функционально-семантическое направление. Часть 2

    • Лекция продолжает тему функционально-семантического направления исследования по русскому языку как иностранному.

 

4. Направления исследований в магистратуре РКИ: лингвокультурологическое направление

    • В лекции дается представление о лингвокультурологии как о современной междисциплинарной научной дисциплине. Для уточнения специфики этой отрасли знания рассматриваются отличия лингвокультурологии от смежных дисциплин. Показывается важность результатов лингвокультурологических исследований для эффективного изучения РКИ. Рассматриваются основные методы, используемые в этих исследованиях, особое внимание обращается на те методы, которые редко встречаются в других областях знания. Приводятся примеры возможных объектов исследования, говорится о путях их анализа, о решенных задачах и о тех проблемах, которые пока не решены.

 

5. Направление по изучению текста в магистратуре РКИ

    • Последние десятилетия в лингвистической науке отмечены развитием такой дисциплины, как лингвистика текста, которая направлена на изучение основ человеческой коммуникации.

      Интенсивное изучение текста намечает поворот от лингвистики языка к лингвистике речи, что ставит перед исследователем ряд сложных задач, связанных как с изучением самого феномена текста, так и с взаимодействием между языковыми средствами как единицами языковой системы и их функционированием в тексте. В задачу лекции входит самое общее представление обоих этих явлений.

 

6. Основные категории методологии лингвистического исследования: структура и содержание магистерской диссертации

    • В лекции рассматриваются основные фазы научного исследования, такие как проектирование, исследовательская фаза, оформление результатов, рефлексивная. Особое внимание уделяется первой фазе исследования – проектированию, которое включает концептуальную стадию (выявление противоречия, формулирование проблемы, определение объекта и предмета исследования, определение цели исследования); стадия моделирования (построение познавательной модели, гипотеза как предположительное научное знание) и стадию конструирования (определение задач исследования, выбор материала исследования, выбор методики научного исследования). На конкретных примерах показываются особенности исследовательской работы в области описания русского языка как иностранного.

7. Методы исследования лексики и грамматики в аспекте РКИ при функционально-семантическом подходе

    • В лекции рассматриваются основные методы, применяемые при проведении исследования лексики и грамматики в аспекте РКИ при функционально-семантическом подходе. В связи с накоплением теоретических сведений по теме исследования представлена группа общенаучных методов. Варианты выборочного и экспериментального методов рекомендованы для формирования эмпирической базы исследования. В зависимости от целей проводимого исследования объяснены способы применения количественного метода, методов компонентного, трансформационного, дистрибутивного, валентностного контекстологического анализа и некоторых других методов лингвистического исследования. В завершении отмечена целесообразность применения разных методов для представления результатов проведённого исследования: описательного, наглядно-графического методов и метода моделирования.

 

8. Выбор материала исследования для анализа языковых и лингвокультурологических единиц

    • В лекции речь идет о различных способах сбора материала для исследования. Рассматриваются экспериментальные способы (запись фрагментов речи, эксперименты, опросы), говорится о возможностях, которые открываются благодаря единицам, собранным в словарях и корпусах русского языка. Дается общее представление о типах словарей, которые могут быть полезны для лингвистического исследования, а также говорится о тексте как о материале для изучения языковых и лингвокультурологических единиц.

 

9. Тексты как материал исследования. Выбор материала исследования и методы его анализа. Методы анализа текста: композиционный анализ, мотивный анализ, концептуальный анализ, функционально-стилистический анализ, интертекстуальный анализ

    • В предыдущих лекциях вы получили знания относительно методов лингвистического исследования единиц разных уровней языковой системы, культурологического аспекта языковых явлений, а также общих принципов организации текста и возможных подходов к их рассмотрению.

      В данной лекции речь пойдёт о текстах как материале исследования и методах, которые используются при их анализе. Наличие разных целей, для достижения которых обращаются к тексту в системе РКИ, определяет и отбор текстов, и методы их анализа, что, в свою очередь, определяет и исследовательскую работу с ними. Так, на начальных этапах обучения используются короткие тексты, несущие элементарную информацию об окружающем мире, что определяет принципы их построения и объём используемых языковых средств. На основном этапе обучения усложняется структура текстов, расширяется объём информации, используются языковые средства, способные передать как фактуальную, включая подтекстовую, так и концептуальную информацию. Продвинутый этап обучения связан с текстами высокой сложности, требующими от того, кто с ними работает, знаний, навыков, умения вести «диалог» с автором.

      Таким образом, исследовательская работа с текстом, применяемые здесь методы очень многообразны, они связаны с охватом тех параметров текста, которые актуальны для поставленных исследовательских и педагогических задач. Отметим также, что каждый текст может быть отнесён к тому или иному функциональному стилю и нести на себе печать принадлежности тому или иному говорящему.

 

10. Прагмалингвистические исследования в аспекте РКИ. Выбор материала исследования и методы его анализа

    • В лекции рассматривается место прагмалингвистических исследований в современном языкознании. Дается общее представление об объекте и предмете прагмалингвистических исследований, направленных на анализ языковых единиц с учетом ситуации общения, интенций участников общения, коммуникативных условий порождения речи. Особое внимание уделяется методам сбора материала. Последняя часть описывает методы прагмалингвистического анализа: дискурсивный анализ, конверсационный анализ, метод коммуникативно-семантических групп.

 

11. Специфика научной речи, характеристика языковых особенностей научного изложения

    • В лекции даётся характеристика основных особенностей научного стиля речи, некоторых важнейших к нему требованиях, связанных с необходимостью помочь студентам улучшить свою манеру изложения при написании магистерской квалификационной работы. С этой целью содержание лекции строится с опорой на те языковые единицы и речевые формы, которые могут найти практическое отражение в языковом оформлении научно-исследовательского сочинения студента.

 

СЛУШАТЬ